Елена Евстафьева
Консультация «Дети любят играть»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети любят играть
Представление взрослых о счастливом детстве связывается обычно с образом играющих детей. Почему детство всегда ассоциируется с игрой? Что значит игра для самого ребёнка и что такое детская игра для взрослых – родителей, воспитателей?
Психологи и педагоги называют дошкольный возраст возрастом игры. Часто сами дети называют то, чем они занимаются игрой.
- Что ты делаешь?
- Я играю.
Публикация «Консультация „Дети любят играть“» размещена в разделах
Это обычный ответ маленького ребёнка, обозначающий самые разнообразные его занятия: строительство дома из кубиков, бросание мяча, пересыпание песка в ведёрко, кормление куклы и прочее. Можно сказать, что для ребёнка игра – это самостоятельная деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и запреты, свойственные взрослым. Игра для ребёнка – это способ его самореализации и самовыражения.
В игре ребёнок сам выбирает себе роль – солдат, повар, учитель, водитель и т. п. Сам себе выбирает место – лес, школа, космос и т. д. Он участник интересных событий – сражается с драконом, варит обед, плывёт на корабле и т. д. Ну и что, что малыш не умеет водить поезд? Зато он умеет водить поезд, построенный из стульев. Не ходит в школу, зато может быть учителем своих кукол.
Игра позволяет «выхватить кадр» из реальной жизни и прожить его много, много раз в игре. Например, покатавшись на теплоходе, он может повторять это событие в игре.
Каждый ребёнок живёт в своём мире игры. Но когда он начинает общаться со сверстниками, он начинает открывать для себя мир игры других детей. Нам взрослым иногда нелегко общаться друг с другом, не говоря уже о детях. Путь налаживания совместной игры не прост.
Нужно, чтобы все играющие знали содержание предстоящей игры, имели представления о событиях, которые будут в ней происходить. Только дети старшего дошкольного возраста, хорошо владеющие речью, умеющие рассказать сюжет, объяснить правила игры могут использовать литературные произведения, сказки, фильмы в качестве основы для построения совместной игры.
Существуют традиционные сюжеты детских игр. Дети всего мира любят играть в «дочки-матери», в «войну», в «школу», в «больницу» и т. д. К этим традиционным сюжетам ребёнок приобщается через родителей и других взрослых, старших детей с самого раннего детства. Игра со взрослыми для ребёнка гораздо проще, чем игра со сверстниками. Взрослый всё объяснит, всё поймёт. Поэтому игра со старшими – необходимый этап для перехода к игре со сверстниками.
На первых порах из-за взаимного непонимания льётся море слёз, возникаем много обид. Совместная игра разлаживается, но играть поодиночке скучно. И дети, объединившись вновь, налаживают игру, пусть простую и нехитрую, но общую. Построив сюжет, они сохраняют его, и до некоторой поры он многократно повторяется. Эти повторения одной игры вызваны стремлением сохранить совместную игру и удовольствие от общения со сверстниками.
Дети подрастают, набираются опыта, и их совместная игра начинает протекать гораздо слаженнее. Она не ограничивается уже разыгрыванием традиционных, известных всем играющим сюжетов, а представляет собой конструирование новых сюжетов – построение общего мира играющих детей. Такое построение связано с использованием детьми особого языка игры – жестов, мимики, действий с предметами-игрушками, то есть языка, который компенсирует детям недостаточное владение словесными средствами общения. Эти дополнительные средства и позволяют детям достигать взаимопонимания в игре – раскрывать свой замысел игры другому, брать в свою игру замысел другого.
Исследования многих психологов и педагогов показывают, полноценная игра у ребёнка складывается очень медленно, если он случайным порядком нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Развитие игры происходит гораздо быстрее, если взрослые специально, целенаправленно управляют этим процессом – формируют у детей игровую деятельность. А нужно ли заниматься формированием игры у ребёнка? Пусть она складывается стихийно – у одного медленнее, у другого быстрее, а у третьего вовсе не складывается. Всё равно, игра – пустое занятие, важно лишь то, что она позволяет самому взрослому освободиться от ребёнка. А как он играет и на сколько овладел игрой – неважно.
Это, по сути, взгляд на игру со стороны взрослого, руководствующегося здравым смыслом. Специалисты смотрят на это иначе. Оказывается, важно всё. И как ребёнок играет, и во что он играет, и какие формы игры у него преобладают, и с кем он играет – со старшими, сверстниками или один. Психологи и педагоги считают, что игра имеет чрезвычайно важное значение для развития ребёнка.
Основная и самая широкая функция игры заключается в том, что она является средством социализации ребёнка. Именно через игру происходит приобщение ребёнка на ранних этапах детства к культуре общества, исторически накопленному опыту деятельности, овладения им специфически человеческими формами поведения, способами действия с предметами. Это обеспечивается особым, замещающим, характером игровой деятельности, которая сохраняя смысл и содержание самых различных форм человеческой деятельности, делает их доступными для детей за счёт отсутствия обязательности, требований определённого продукта, присущих «настоящей» деятельности.
С этой наиболее широкой функцией игры связаны и остальные её функции. В силу того что через игровую деятельность ребёнок овладевает общественно выработанным опытом действий и отношений, именно в ней возникают основные психические новообразования, происходит переход на новые уровни психического развития. В связи с этим в концепциях учёных игра получила статус «ведущей» деятельности, то есть деятельности, которая определяет развитие на этапе дошкольного детства.
Игра – не пустое занятие! Родители и воспитатели должны развивать и поддерживать детскую игру не только для того, чтобы доставить максимум удовольствия ребёнку или высвободить своё время, а для решения более благородной задачи – воспитания полноценной личности.