Евгения Зудилина
Дети и стресс. Микрострессы в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дети и стресс. Микрострессы в жизни ребенка
Современный мир слишком быстр. Скорость его развития и смены событий таковы, что психика, как достаточно инертный механизм, повсеместно испытывает значительное давление. Возникает не просто потребность, а необходимость адаптации к имеющейся среде, так как недостаточная адаптивно ухудшает качество жизни человека, в бОльшей мере – ребенка, чем взрослого.
Микрострессы в жизни ребенка – мелкие повторяющиеся неприятности и сложности, возникающие в повседневных ситуациях, сопровождающиеся внутренними и внешними конфликтами, состоянием тревоги и дискомфорта.
Публикация «Дети и стресс, Микрострессы в жизни ребенка» размещена в разделах
От психических и биологических особенностей ребенка, его социального окружения и характеристики стрессовых событий зависит, будут ли (и в какой степени) развиваться у ребенка : аномальное поведение, нервные и/или соматические заболевания в результате действия стресса.
Как же можно помочь детям?
Первое, на что стоит обратить внимание, это на осознанность своих эмоций, на расширение эмоционального словаря. Умение распознать свою эмоцию, назвать ее, - это половина пути до управления ею. Одно дело, если тебя захлестывают эмоции, которым нет названия, и человек тонет в пучине, захлебываясь от переполняющих его чувств, и совсем другое дело, если он четко знает (или хочет понять и разобраться, что он испытывает на данный момент, что он может сделать, чтобы исправить ситуацию, если она его не удовлетворяет.
Упражнение «Карта тела»
Цель: самоидентификация, снятие психоэмоционального напряжения.
Возраст: с 4 лет.
1. Предоставить ребенку схематичное изображение тела человека.
2. Беседа по вопросам: Где в твоем теле уголок любви, есть ли в твоем теле область стихийных бедствий, где область удовольствия и радости?
3. Для обозначения областей на схеме используются карандаши, мелки, пластилин и любые другие творческие способы изображения.
4. Обязательная рефлексия: наше тело всегда дает нам знать о том, что хочет внимания и заботы. Всегда прислушивайтесь к нему. Вы в любой момент можете подойти к бабушке, дедушке, маме или папе и рассказать, что вам хочется. Может быть, у вас что-то облит, и вам необходима забота взрослого. Или вам просто хочется, чтобы вас обняли и погладили.
Упражнение «Семейная стена»
Возраст: 6-12 лет, родители.
Цель: развитие самосознания, творческих способностей. Взгляд на себя как часть самого целого.
1. Укрепить большой лист бумаги на стене.
2. Выбрать фотографии, вырезки из журналов, распечатки, а также другой материал, который может рассказать о вашей семье. Придумайте тему.
3. Распределите выбранный материал по листу, приклейте картинки и фотографии. Подпишите их, добавьте любые необходимые вам сведения.
4. Периодически добавляйте ценную информацию и новые фотографии. Отмечайте все важные события жизни вашей семьи.
Левис Ш. и Ш. «Ребенок и стресс», Спб: Питер Пресс, 1996. – 208 с.
Шиманская В. «Где живут эмоции?», МИФ, 2021 г.
Готтман Д., Деклер Дж. «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей», МИФ, 2019 г.