ирина углова
Конспект занятия на тему «Знакомство с самоваром»
▼ Скачать + Заказать документы
Углова Ирина Николаевна
Воспитатель МБДОУ № 28 "Лесная сказка"
Конспект на тему "Знакомство с самоваром".
Дать понять детям о том, что самовары были не только в сказках.
Цель: познакомить детей с самоваром, с его внешним видом, дать представление о том, как в старину в нем кипятили воду, как и чем разводили огонь, как наливали из него чай; закрепить некоторые приемы лепки и навыки рисования, испытывать радость от полученного результата.
Публикация «Конспект занятия на тему „Знакомство с самоваром“» размещена в разделах
Воспитывать у детей вежливость и культуру поведения, любовь и уважение к традициям русского народа.
Словарь: самовар, пузатый, крутобокий, лучина, щепки, бублики.
Ход занятия : Ребята, отгадайте загадку:
У носатого, у Фоки
Постоянно руки в боки
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
Правильно, это самовар.
Вот он, посмотрите какой пузатый, крутобокий, блестит, как зеркало. А для чего нужен самовар? Правильно, в нем кипятят чай. Сейчас самовары делают электрические, они греются от электричества. Они есть почти в каждом доме или на даче.
А вот когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, самовары были другими, его топили дровами. Не надо было специально топить печь, чтобы вскипятить воду для чая, самовар это делал за несколько минут, вода в нем долго оставалась горячей и не остывала. На верх самовара ставили чайник для заварки, заварка здесь хорошо распаривалась и делалась вкусной. И, наконец, чай из самовара всегда вкуснее.
Чтобы вскипятить чай, вот сюда, в самовар, наливали воду, вот так. Для растопки самовара годилось всё : и щепочки, и палочки, и шишки. А для начала брали длинные щепки, они назывались лучины. Их делали вот так (показывают как большим ножом щипали лучины). Их поджигали и от них загорались мелкие щепочки. Потом, когда щепки прогорали, появлялись угли.
Когда горели дрова, чтобы дым не выходил в дом, ставили вот такую трубу и вводили ее в печь или в окно.
Сверху пар, снизу жар –
Шипит наш русский самовар.
Физ. Минутка:
А сейчас мы все представили, что мы самовары. Встали все, руки в бока, надули щеки.
Заливаем воду (Буль – Буль – Буль).
Кладем щепочки, палочки.
Вода закипает (Пш-ш-ш-ш).
Наливаем в чашки чай ( песенка водички: с-с-с-с). Молодцы!
Какие только самовары раньше не делали : большие – туда вмещалось несколько ведер воды, а маленькие – на 1-2 стакана. Их делали разные – и круглые – как бочонок, даже квадратные – как коробка, как ящик. Самовары в старину красиво украшали. Ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. Сидя за чаем у самовара люди вели разговоры, беседовали о том, о сем. И это походило на праздник.
Ребята, а с чем можно пить чай? (с конфетами, с тортами, с медом и др.) Давайте-ка мы тоже приготовим к чаю угощение, сделаем бублики (девочки рисуют на мольберте, а мальчики лепят из пластилина – под спокойную музыку).
Вот какое угощение получилось! Теперь можно и гостей приглашать.
Самовар – птица – жар!
Кран открывается,
Чай наливается!
(стук в дверь).
Кажется к нам кто то стучится. Пойду посмотрю кто там.
Проходите, гости дорогие! К нам в гости пришли куклы Катя и Света. Давайте мы их угостим чаем.
Скажите, ребята: «присаживайтесь пожалуйста!» (дети приглашают). Расставляем посуду, несу самовар из папье-маше.
Хлебом-солью привечаем
Самовар на стол несем
Мы за чаем не скучаем
Говорим о том, о сем.
Ребенок:
Дорогие гости
Пейте чай сладенький,
Вкусный, душистый…
Наши гости попили чай и говорят нам «спасибо». А что здесь у них в корзиночке? Да здесь бублики! Это нам куклы тоже принесли угощение. Сейчас мы пойдем в группу, вскипятим чай в самоваре и все вместе попьем. Скажем Кате и Свете «спасибо». Занятие окончено.