Тетерина Галина Анатольевна
Цветные счетные палочки Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
Современные реалии внесли в дошкольное образование изменения – новый образовательный стандарт (ФГОС ДО, в основе которого заложены основные принципы: поддержка разнообразия детства, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважение личности ребенка, реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы.
Воспитательно-образовательный процесс должен обеспечивать развитие личности, способностей детей в различных видах деятельности по пяти образовательным областям.
Публикация «Цветные счетные палочки Кюизенера» размещена в разделах
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, развитие воображения и творческой активности, становление сознания; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях, и об особенностях и многообразии природы.
Математическое образование, согласно «Концепции развития математического образования РФ» должно:
- предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;
-обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность.
Образовательная область «Познавательное развитие» в контексте с данным проектом включает в себя:
-формирование элементарных математических представлений - обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствия и отношения между объектами окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
- ознакомление с предметным окружением – название, функция, назначение, свойства и качества предметов; восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.
Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь эмоционально насыщенной и яркой.
- ознакомление с окружающим социальным миром - расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
-развитие познавательно-исследовательской деятельности - формирование познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем; сенсорное развитие, в процессе которого развиваются все виды восприятия - зрительное, слуховое, тактильно-двигательное; формирование познавательных действий и мыслительных процессов (сравнение, анализ, синтез, отождествление, обобщение, классификация); развитие воображения, любознательности, творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами, делать простейшие обобщения
-ознакомление с миром природы - представление о природном многообразии планеты Земля. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Все эти задачи помогает успешно решать обучающее пособие «Цветные счётные палочки Кюизенера». Бельгийский учитель начальных классов Джорж Кюизенер (1891-1976) разработал дидактический материал для развития у детей математических способностей. Пособие включает в себя комплект пластмассовых призм, ещё их называют «числа в цвете», которые различаются по цвету, длине и числу. При помощи палочек-призм дети овладевают навыками мышления.
Работа с данным дидактическим материалом основывается на принципах деятельностного обучения:
- принцип психологической комфортности - отношения между детьми и взрослыми на основе доброжелательности, поддержки, взаимопомощи;
- принцип деятельности - организация самостоятельной деятельности детей в процессе игры, общения, исследования и пр. ; педагог является организатором детских «открытий» и поддерживает их инициативу;
- принцип целостности – формирование целостного представления ребёнка о мире, себе самом, социокультурных отношениях;
- принцип минимакса - индивидуальное траектория развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума;
- принцип творчества - ориентир на творческие способности каждого ребенка и приобретение им собственного творческого опыта;
- принцип вариативности – возможность выбора коллективной или индивидуальной деятельности, сложности, способа действия и пр. ;
- принцип непрерывности – преемственность дошкольной и начальной ступени образования.
Играя, дети узнают понятия: цвет, размер, число, целое и части, пространственные понятия («левое», «правое», «между», «после», «выше», «ниже», «горизонтально», «вертикально», состав чисел, математические действия, объёмное и плоскостное конструирование. Формируется первичное представление о составе чисел первого десятка на наглядной основе. Знакомятся со способом измерения длины, высоты, ширины с помощью эталона – мерки (единицы, с общепринятыми единицами измерения величин (см, дм). Развиваются у детей психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Расширяется опыт конструирования в индивидуальной и коллективной деятельности. Поддерживать интерес к созданию качественных конструкций. Способствует развитию детского творчества, фантазии, познавательной активности и приобретение собственного опыта творческой деятельности. Оно соответствует специфике и особенностям математических представлений дошкольников. В игровой форме ребёнок познаёт основы математики и конструирования, они даются в понятной и доступной для ребёнка форме. Работа с пособием основывается на принципе - от простого к сложному. Начинать играть с палочками можно с раннего возраста.
На базе нашего детского сада ведётся методическая работа по инновационному образовательному проекту тематической недели,посвящённой международному дню цирка, «К нам приехал цирк». Тематическая неделя включает в себя воспитательно-образовательную деятельность по всем пяти областям. Перед творческой группой была поставлена задача: проанализировать предметно-пространственную среду в группах детского сада по «познавательному развитию». В частности по формированию элементарных математических представлений. Творческая группа пришла к следующему выводу: в группах имеются настольно-печатные игры, дидактические пособия, счётный материал, конструкторы. Но так как тематические недели предполагают изменения развивающей предметно-пространственной среды с целью создания условий для самостоятельной деятельности дошкольников, возникла необходимость в разработке игровых ситуаций, схем на основе имеющегося дидактического пособия «Цветные счётные палочки Кюизенера». Сегодня я представляю свой педагогический опыт в рамках тематической недели для работы с данным пособием.
Педагогический опыт направлен на развитие у детей дошкольного возраста игровой, поисковой и конструктивной деятельности. Учитывает и реализует программные задачи образовательной области «Познавательное развитие». Включает в себя несколько серий по теме «К нам приехал цирк» : «здания цирка», «арена цирка», «животные цирка», «артисты цирка», «кафе», «эмоции», «транспорт», «цветы для артистов». Материал разработан в соответствии с тематическим направление проекта, на основе от простого к сложному. Работая с данным дидактическим материалом, я увидела его универсальность и многогранность, возможность с его помощью решать задачи разной направленности и сложности, во все образовательных областях. Раскрылась возможность интеграции различных задач на основе одного методического материала.
Пособие предназначено для развития у детей умения различать и называть цвета, сравнивать предметы по длине, ширине, расположению в пространстве, определять и называть числовые значения цветных палочек, осваивать счёт, находить признаки сходства и различия между предметами, обобщать по цвету, количеству, числу.
Начинать знакомство с палочками нужно с простого рассматривания поочерёдно, называя цвет. Затем переходить к сравнению по длине. Сопоставлению по цвету и длине, знакомству с числами и соотношению длины и цвета палочки к цифре. На первоначальном этапе используется приём наложения, а затем идёт усложнение – работа через цвет, самый сложный этап - конструирование на основе симметрии и неокрашенной схемы. Также можно добавлять самостоятельное моделирование.