Наталья Доронина
Цикл наблюдений за водой и снегом (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 20»
Разработка
цикла наблюдений за снегом и водой
(вторая младшая группа)
Доронина Наталья Александровна
воспитатель
МБДОУ д/с №20
г. Арзамас
2015 год
Наблюдение – это результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.
Публикация «Цикл наблюдений за водой и снегом (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Младшая группа
- Снег и лед
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Циклы наблюдений – это систематическое накопление дошкольниками конкретных чувственных представлений о природе, что возможно при условии четкого определения содержания наблюдений, организационно и структурно упорядоченного их проведения.
Рассмотрим цикл наблюдений за водой и снегом с детьми второй младшей группы (февраль-март).
Цель: Формировать начальные представления о свойствах и качествах воды.
Задачи:
Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых они знакомятся с основными свойствами снега и воды.
Развивать самостоятельность, инициативность.
Воспитывать положительное отношение к хозяйственно-бытовому труду.
Наблюдение №1
Как снег становится водой
Формы работы: беседа, эксперимент.
Цель: познакомить детей со свойством снега : в тепле снег тает и превращается в воду.
Ход наблюдения
Воспитатель вместе с детьми набирает снег в широкую белую посуду, приносит его в группу; после дневного сна они смотрят – снега нет. Что произошло? Куда он делся? Вместо снега появилась вода. Воспитатель поясняет, что снег в тепле тает и становится водой. Вместе рассматривают воду, она грязная, в ней есть мусор.
Это наблюдение повторяется несколько раз – детям интересно видеть превращение снега в воду. При повторных наблюдениях воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, что будет со снегом? Что мы увидим, когда проснемся?». К наблюдениям можно привлекать кукол из игрового уголка – они вместе с детьми будут рассматривать талую воду.
Наблюдение № 2
Вода льется из крана
Формы работы: беседа, художественное слово, эксперимент.
Цель: познакомить с основными свойствами воды: вода прозрачная, льётся.
Ход наблюдения
Воспитатель спрашивает детей: «Откуда мы берем воду?» Дети отвечают: «Вода льется из водопроводного крана» Воспитатель: «Давайте откроем кран и понаблюдаем». Дети открывают кран - вода течет струей вниз, закрывают – воды нет. Набрав воды в пластмассовый стаканчик, смотрят через стакан. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета вода?» Дети отвечают: «Вода прозрачная, бесцветная, через неё все видно» (если ответов детей не последует, воспитатель сам называет свойства воды).
Несколько раз во время мытья рук, воспитатель уточняет свойства воды – льётся, прозрачная, сквозь воду видны руки и мыло. В повторное наблюдение включает куклу Машу, которая смотрит, как дети моют руки, читает стихотворение:
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маше улыбаемся.
Наблюдение №3
Вода холодная и горячая
Формы работы: беседа, художественное слово, исследование.
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода бывает разная: холодная, тёплая и горячая (холодная - освежает, бодрит; теплая - согревает, ласкает).
Ход наблюдения
Воспитатель во время гигиенических процедур открывает кран с холодной водой, предлагает потрогать воду и спрашивает детей: «Какая вода льется из крана?» Дети отвечают: «Холодная». Воспитатель включает теплую воду, предлагает потрогать и спрашивает детей: «А теперь какая вода стала?» Дети отвечают «Теплая». Воспитатель подводит итог: «Вода бывает холодная, теплая, горячая. Холодная - освежает, бодрит; теплая - согревает, ласкает; горячая вода опасна: можно обжечься. Обращает внимание детей на розовые щечки, чистые руки, гладкую кожу. Приговаривает:
Вода текучая, дитя растучее.
С гуся вода, с дитя худоба!
Вода книзу, а дитя кверху!
Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток и кусался зубок!
Наблюдение №4
Вода – друг человека.
Формы работы: трудовая деятельность, рассказ.
Цель: расширить знания детей об использовании воды в жизни людей.
Ход наблюдения
Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, для чего люди используют воду?» Дети отвечают.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как няня моет посуду, спрашивает, в какой воде – холодной или теплой – она её моет. Няня показывает детям сначала грязную тарелку, затем чистую, говорит, что вода – её добрый помощник. Воспитатель сообщает, что дети тоже могут помыть водой игрушки, кубики, кукольную посуду. Желающие (по двое) в одном тазу моют игрушки и вытирают их. Воспитатель отмечает, как хорошо теплой водой мыть предметы : она делает их чистыми. Подчеркивает: вода – друг человека, она ему помогает во всем; воду надо беречь, экономить, следить, чтобы она зря не утекала, закрывать кран, если вода не нужна.
Наблюдение №5
Разноцветная вода.
Формы работы: эксперимент, беседа.
Цель: организовать экспериментальную деятельность по сравнению окрашенной и неокрашенной воды (вода прозрачная, но её можно сделать цветной, тогда она становится непрозрачной, сквозь неё ничего не видно).
Ход наблюдения
Воспитатель готовит пять банок, краски, поднос с формочками для льдинок. Дети сидят за одним общим столом. Банки наполнены водой до половины. Дети рассматривают их, убеждаются, что через воду всё видно. Затем в каждую банку воспитатель бросает мелкие предметы (пуговицы, шарики и пр., предлагает рассмотреть их сбоку и сверху, объясняет, почему их хорошо видно. Перемещает банки, чтобы дети рассмотрели разные предметы. Уточняет – вода прозрачная, не имеет цвета, но её можно сделать цветной, если добавить в неё краску. Воспитатель по очереди подкрашивает воду в четырех банках в красный, зелёный, синий и желтый цвета. Каждую банку дети рассматривают, любуются красивой водой, называют цвет. Затем педагог обращает внимание на то, что предметы в банках «исчезли», их не видно. Поясняет: цветная вода стала не прозрачной, через неё ничего не видно, из такой воды можно сделать красивые льдинки. Разливает воду по формочкам, говорит, что вынесет их на мороз на улицу или поставит в морозильник.
Наблюдение №6
Разноцветные льдинки.
Форма работы: эксперимент, рассматривание, беседа
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (на морозе вода замерзает и превращается в лед; лед твердый, холодный, блестящий, не льется, имеет форму той посуды, в которой замерз, хрупкий, при падении может разбиться на куски).
Ход наблюдения
Воспитатель выносит на прогулку формочки с цветными льдинками. Воспитатель говорит: «Ребята, помните, мы с вами разлили в формочки окрашенную воду и положили их в холодильник, посмотрите, что у нас получилось» Согрев каждую из них, вынимает льдинки, рассматривает их вместе с детьми, любуется, даёт возможность детям потрогать их, чтобы они почувствовали их твердость, холодную, гладкую и скользкую поверхность. Блестящие, не льются, приняли форму той посуды, в которой замерзли. Очень хрупкие, если упадут – разобьются.
Затем организует игру в «угощение» : льдинки – это пирожные, которыми можно угостить кукол, мишек, гуляющих с ними на улице. Можно слепить из снега снеговиков, кроликов – их тоже угощают пирожным.
Литература.
1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования.
2. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез.
3. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2000. – 96 с.
4. Порхунова В. В. Планирование эколого-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. – Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. Службы, 2004 – 108 с.
5. Гореловская О. Ю., Муравьева А. В. Экологические праздники в школе и детском саду: Сборник методических разработок. – Нижний Новгород: Государственный природный биосферный заповедник «Керженский», 2010. – 80 с.