Получи документы

Чудесный росток мой (8 фото)

Татьяна Викторовна Романова
Чудесный росток мой

Проект

«Чудесный росток»

в подготовительной группе детского сада

Подготовлен воспитателями: Аноповой А. А.

Романовой Т. В.

2024 год

Тип проекта: познавательно-исследовательский». Включает в себя опытно-экспериментальную, познавательную, творческую деятельность.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: среднесрочный февраль-апрель.

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги.

Актуальность проекта:

Публикация «Чудесный росток мой» размещена в разделах

Беседуя с детьми выяснилось, что они имеют недостаточные знания об овощных культурах, способах и условиях их выращивания, нет практических навыков ухода за выращиваемыми растениями. Действуя вместе с педагогом, дети узнают, как из маленького семечка можно вырастить взрослое растение, смогут понять, что жизнь будущего растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научатся отличать здоровое и сильное растение от слабого. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет им сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Гипотеза.

В условиях группы можно вырастить рассаду на окне.

Семенам для роста и развития необходимы: вода, свет, тепло, воздух

Формы реализации проекта:

Занятия, беседы, практическая деятельность, чтение художественной литературы, игры, наблюдение, экспериментирование.

Объект исследования: семена овощных и цветочных культур.

Цель проекта:

Цель проекта для педагога: данный проект необходим воспитателям ДОУ для решения проблем по экологическому воспитанию, а именно: формирование у детей элементарных знаний о разнообразии овощных культур и влиянии факторов неживой природы и деятельности человека на рост и развитие растений на примере выращивания растений из семян.

Цель проекта для детей: наблюдать, как из маленького семечка вырастает большое растение и опытным путем выяснить, какие условия являются благоприятными для развития растений.

Задачи проекта:

Обучающие задачи:

- учить сажать семена, ухаживать за всходами и взрослыми растениями;

- учить пользоваться разными приёмами экспериментальной деятельности.

- углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования;

- развивать наблюдательность: умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в дневнике наблюдений, делать выводы.

-продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений. (Помидор, огурцов, лука, редиса, салата, укропа, петрушки, свеклы).

- закреплять представление об общих признаках растений (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о потребностях растения во влаге, тепле, свете для их роста.

- развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков, ответственность за порученное дело.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к природе и осознанное бережное отношение к окружающей среде;

- формировать навыки сотрудничества со сверстниками;

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике;

- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап:

• собраны иллюстрации по теме проекта

• подготовлены наборы семян для изучения

• отобрана познавательная и художественная литература по теме

• подготовлена серия занятий по теме проекта

• подготовлен дневник наблюдений за ростом растений

• Работа с методической литературой.

• Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.

2. Основной этап:

Практический - реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Работа с детьми.

Реализация проекта:

• Подготовка и проведение опытов, бесед.

Установка связей: растения - земля, растения - вода, растения - человек. (беседа с детьми)

• Подготовка и проведение занятий, дидактических игр, подвижных игр.

• Дети наблюдали за ростом овощных культур, проводили опыты, эксперименты.

В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки.

• Помощь детям в проведении и фиксации результатов опытов

• Связь с другими видами деятельности.

• Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ожидаемый результат проекта:

• У детей сформируется умение различать особенности роста овощных растений и способов ухода за ними;

• Развитие у детей умения действовать согласно алгоритму, умения доказательно объяснять результат, полученный в ходе эксперимента по выращиванию семян в разных условиях;

• совместно с детьми создать пособие для закрепления полученных знаний;

• Получение знаний детей о жизни растений;

• Создание необходимых условий для наблюдений за жизнью растений и возможностью ухаживать за ними;

• Развитие познавательных интересов у детей, любознательности, коммуникативных навыков;

• Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями;

• Получение детьми положительных эмоций от результатов их труда, так как выращенная рассада в дальнейшем будет пересажена в теплицу, где дети смогут дальше наблюдать за ростом растений и появлением урожая.

Заключительный этап:

Итоги проекта для педагога:

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Подготовка дидактических игр: «Что сначала, что потом?», оформление календаря посадок, коллекции семян злаковых и овощных культур.

Оформление стенгазеты для родителей о проделанной работе.

Фотоотчет о проделанной работе.

Итоги проекта для детей:

• Дети познакомились с разнообразием посевного материала культурных огородных растений.

• У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений.

• Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.

• В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития растений.

• В результате практической и опытнической деятельности дети получили знания о необходимых условиях для роста растений.

• Дети научились вести дневник наблюдений.

Выводы:

В результате проектной деятельности у детей подготовительной группы сформировались представления о том, как можно вырастить растения. Опытным путем выяснили, что для их развития необходимы такие факторы как: тепло, почва, вода, солнечный свет, воздух. Дети научились выращивать рассаду из семян, научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития, научились различать семена овощей, закрепили свои знания об овощных культурах, у детей появилось желание самим выращивать растения из семян. Ребята с радостью участвовали в создании коллекции семян, в изготовлении коллекции семян овощных и злаковых культур. У детей сформировались навыки сотрудничества, заботливого отношения к растениям, представление о семени как части природы, о том, что в природе все взаимосвязано.

Список использованной литературы:

1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М. : ВАКО, 2005.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2005.

3. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5 – 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия, Ко АКАДЕМИЯ ХОЛДИНГ, 2000.

4. Хочу все знать. Растительный мир. Электронное издание энциклопедии с Triada, 2005

5. Энциклопедия дошкольника. Малофеева Н. Н., Москва, Росмэн, 2007.

6. Журнал «Дошкольное воспитание» 2009 год

Приложения:

НОД

«Такие разные семена»

Цель: познакомить детей с разнообразием семян овощных культур, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращиванием.

Материал: стеклянные баночки с крышками для проращивания семян фильтр, вода, семена перца, томатов, огурцов, бобов.

Ход:

Педагог: Сегодня мы познакомимся с очень интересными живыми существами. Они настолько маленькие, что порой мы их не замечаем (рассыпает на подносе семена разных растений). Что же это такое?

Дети: Семена.

Педагог кладет на ладонь несколько семян. Как вы думаете, почему они не похожи друг на друга.

Дети высказывают свои предположения. Это семена разных растений.

Педагог: Правильно. Вот семена помидоров. Они маленькие, округлые, немного бархатистые. Это семена перца. Они тоже круглые, желтые и жесткие, а это семена огурцов. Они белые, овальные. Это семена бобов и фасоли. Они гладкие, крупные, темного цвета.

Все эти семена разные, но живые. Сейчас семена спят. Это может продолжаться целый год и даже больше. Но в каждом из них таится огромная сила «живых растений». Если создать необходимые условия, эта сила поможет семенам проснуться, дать росток, растению вырасти, зацвести и дать плоды.

Дидактическая игра

Цель: Познакомить детей с этапами роста и развития растений овощных культур (от семени до взрослого плодоносящего растения). Развивать внимание, память, мышление, формировать умение анализировать.

Материалы: Серии карточек по 5 штук с изображением стадий роста овощных культур (огурцы, томаты, бобы, тыква)

Ход игры:

На столе вперемешку лежат карточки с изображением разных фаз роста растений. Каждый ребенок получает одно семя какой-либо овощной культуры. Дети подбирают карточки, которые имеют наклейку с такими же семенами. У каждого ребенка должно быть 5 карточек. Внимательно рассматривают карточки и раскладывают их по фазам роста растения. Рассказывают о выполнении задания. Педагог: Мы не можем посадить семена в открытый грунт, потому что за окном хозяйничает зима. Но мы можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно «разбудить». Чтоб они «проснулись» поместим их в «волшебные» баночки.

Дети рассматривают баночки, описывают их.

Педагог: На дно положим круглый мягкий фильтр и увлажним его водой. Семена разместим так, чтоб они не соприкасались друг с другом. Закроем баночку.

Через несколько минут крышка запотевает. На это надо обязательно обратить внимание детей.

Педагог: Почему крышка запотела?

Дети высказывают предположения, что семена живые и они дышат.

Педагог: значит, мы с вами все сделали правильно. Оставим семена «просыпаться».

«Семена проснулись»

Цель: дать представления о состоянии семени, готового к посадке; познакомить с ролью и значением корня для растения; познакомить с особенностями посадки семян в землю.

Материал: плодородный грунт, мерная емкость (банка, стакан, большая емкость для посадки; проросшие семена, фартуки, тряпочки, вода, ящики для посадки, лейки.

Ход:

Педагог: Я сегодня пришла в лабораторию, заглянула к нашим семенам, а там, что-то необычное происходит. Посмотрите.

Дети рассматриваю набухшие семена. У большинства из них появился белый «хвостик».

Педагог: Как вы думаете, что это за белый «хвостик»?

Дети высказывают предположение, что это корешок.

Педагог: Вы правильно думаете. Это корешок. Семена показывают, что они «проснулись». И пора их сажать в землю. Дети: Давайте их посадим.

Педагог: Семенам нужна «вкусная» и влажная почва, богатая полезными веществами. Зачем семенам такая почва?

Дети высказывают свои предположения.

Педагог: Чтобы корешок мог быстро расти, впитывать воду и растворенные в ней полезные вещества.

Педагог насыпает в емкость грунт, поливает водой и рыхлит. Почему почва должна быть рыхлой?

Дети высказывают свои предположения.

Педагог: Семечко и корешок живые, а значит, дышат. Поэтому земля должна быть рыхлой, чтоб воздух свободно проходил к корешку.

Землю мы подготовили, а теперь пора сажать наши семена. Как же мы это будем делать?

Дети обсуждаю различные варианты.

Педагог: Семена будем класть по одному в набольшие канавки, на расстоянии друг от друга, что они не мешали друг другу расти. Семечко нужно брать осторожно, не касаясь корешка. Как мы будем класть семечко в землю? Корешком вниз или вверх?

Чтение Н. Носова «Про репку»

Педагог: Оказывается, семечко само в земле переворачивается нужной стороной. Самое главное при посадке не сломать корешок.

Дети аккуратно сажают семена в землю.

Педагог: Нужно присыпать землей сверху и еще раз немного полить. Теперь осталось их утеплить. Тепло и влажность помогут им хорошо развиваться и расти.

Педагог накрывает ящик с посадочным материалом пленкой и ставит к свету.

«Первые проростки»

Цель: провести наблюдения и познакомить детей с появлением первых листочков (семядолей). Развивать внимание, мышление, умение замечать изменения в природе, умение радоваться результатам своего и чужого труда.

Материал: лейки с распылительными насадками, ростки овощных культур, фартучки, тряпочки.

Ход занятия:

Педагог: Прошло несколько недель. Что изменилось?

Дети: Появились росточки с крошечными листочками.

Педагог: Наши маленькие друзья проросли. Снимем пленку, чтоб нам было лучше видно, и чтобы солнышку было удобно заглядывать к нашим зеленым листочкам. Эти листочки называются семядоли. Дети рассматривают их. Это самые первые листочки, они не похожи на листья взрослого растения. Сейчас зеленые листочки только начинаю свою жизнь и, как всякие маленькие существа, довольно беспомощные. Мы должны заботиться о них. Не забывать поливать и переворачивать их разными «бочками» к солнышку. А как вы думаете, почему их надо переворачивать к солнышку?

Если дети затрудняются ответить сами, то педагог объясняет почему так нужно делать.

Педагог: Зеленые малыши ростки тянуться к солнечному свету, теплу и наклоняются в его сторону. Если мы не будем периодически их переворачивать, то у них будет кривой неокрепший стебель. А нам нужно, что растения выросли крепкими и стройными. Тогда они будут хорошо цвести и давать плоды.

Теперь их нужно поставить на самое лучшее солнечное место. Где оно у нас в группе? Найдите его.

Дети советуются друг с другом и выбираю место поближе к солнечному свету – ставят ящик на подоконник.

Педагог: Вы правильно нашли место. Теперь наша задача состоит в том, чтобы не забывать поливать растения и наблюдать за их ростом и развитием.

«Зеленый детский сад»

Цель: Дать понятие «рассада», представление о ее пикировке (посадке в отдельные горшочки). Закрепить знания о строении растения, об условиях, необходимых для его нормального роста и развития.

Материал: Рассада перца, томатов, земля, фартучки, горшочки, вода.

Ход:

Педагог: Сегодня нам предстоит важная работ, которая потребует терпения и трудолюбия, применения ваших знаний и умений. Эта работа называется «пикированием рассады». Что такое рассада?

«Рассада» от слова «рассаживать». Нам нужно рассадить наш «зеленый детский сад» по отдельным «домикам». Как вы думаете, зачем?

Дети высказывают свои предположения.

Педагог подводит итог высказанным предположениям: Пока растения были маленькими им было хорошо и просторно вместе в одном общем «доме» - ящике, но теперь они подросли. Пройдет еще немного времени, им станет совсем тесно. Почему?

Дети догадываются, что растения вырастут и будут занимать много места, будут мешать друг другу.

Педагог: У каждого растения увеличивается корневая система, появляются новые листья. Корни рассады в одном «доме» могут не только спутаться, но и отбирать друг у друга воду, питание.

Воспитатель показывает, как следует увлажнить почву, каким образом вынимать маленьким совочком рассаду из ящика, как сажать в отдельный горшочек.

Потом дети самостоятельно под наблюдением взрослого выполняют эту работу. Потом все делают пальчиковую гимнастику «Веселый кулачок»

Загибая пальцы, дети называют условия, необходимые для роста растений. Каждый палец, одно из условий (1-хорошая земля, 2-вода,3-воздух 4-свет, 5-тепло). Если все условия названы, то получится кулачок.

Несколько недель дети наблюдают за ростом фиксируют наблюдения появление и развитие бутонов.

«Мы – пчелки»

Цель: Познакомить детей с понятием процесса опыления его значением для растения, выявить знания о роли насекомых в природе, познакомить с искусственным и перекрестным опылением. Формировать умение понимать и осуществлять процесс опыления в условиях экологической лаборатории. Воспитывать умение трудиться, чувствовать удовлетворение от проделанной работы.

Материал: Цветущая рассада перца, томатов, кисточки с мягким ворсом.

Ход:

Педагог: Наши растения хорошо подросли. Мы, конечно, могли бы только любоваться ими какие они стройные, красивые, но мы не должны забывать, что они растут не в естественных условиях, а в помещении. В природе, как только растение зацветет, к цветам прилетают пчелы, осы, шмели и другие насекомые. Что делают пчелы?

Дети отвечаю, что пчелы собирают мед.

Педагог: Пчелы собираю не мед, а нектар и пыльцу с цветов и несут его в свой улей или пчелиное гнездо и там перерабатывают его в мед. Собирая нектар для себя и своего пчелиного семейства, пчелы делают доброе дело для растений. Когда пчела собирает нектар, она опыляет растение. Если не произойдет опыления, то не будет и плодов. Плоды бывают разные – ягоды, фрукты, овощи. Чем же так важны плоды для растения? Оказывается, в них прячутся семена будущие растения.

Но у нас в лаборатории нет пчел. Как же нам опылить наши растения?

Дети затрудняются с ответом на вопрос.

Педагог: «Пчелками» будем мы. Для этого нам нужно всего лишь взять мягкую кисточку для рисования и показывает детям каким образом следует проводить перекрестное опыление с одного цветка на другой.

Педагог: Кисточкой мы нежно погладим середину одного цветка. Посмотрите, на кисточке видна желтая пыльца. Эту пыльцу мы перенесем на другой цветок, погладим его серединку и снова перенесем на первый цветок.

В процессе наблюдения за растениями педагог обращает внимание на образование крошечных плодов на месте опыления цветков. Эти изменения дети фиксируют в виде зарисовок в специальных альбомах. Дальнейшее развитие растений и плодов не требует активного вмешательства, поддерживаются лишь необходимые условия для жизни и развития растений.

Когда плоды созреют, детям объясняют, что необходимо часть семян оставить для посадки на следующий год.

Чудесный росток мой
Проект Чудесный росток в подготовительной группе детского сада Подготовлен воспитателями Аноповой А год Тип проекта познавательно исследовательский Включает в себя опытно экспериментальную познавательную творческую деятельность Вид проекта групповой Продолжительность проекта среднесрочный февраль апрель Участники проекта дети подготовительной группы педагоги Научившись понимать состояние растений ребенок будет им сочувствовать и ухаживать
Публикации по теме:

«Чудесный майский денек» фотозарисовка«Чудесный майский денек» фотозарисовка Большой привет Татьяне Туевой! Весенние "метаморфозы" сегодня наблюдают жители Москвы. Честно говоря неблагоприятным прогнозам погоды верить.

«Наш чудесный зоопарк» из пряжи«Наш чудесный зоопарк» из пряжи Хочу поделиться с идеей создания зоопарка. Мы его сделали своими руками. Где все зверушки, птички, грызуны и даже рептилии сделаны из разноцветных.

Чудесный мешочекЧудесный мешочек Чудесный мешочек. Для того чтобы сделать такой чудесный мешочек вместе с детьми вам понадобиться: ткань любого цвета и любого размера.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Чудесный росток мой
Опубликовано: 21 сентября 2024 в 22:55
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Чудесный росток мой» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Викторовна Романова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День отца. Передвижка

День отца в России отмечается в третье воскресенье октября. Этот праздник учрежден, чтобы привлечь внимание к важнейшей роли мужчины в семье и обществе, поддержать семейные ценности и традиции.


20 октября. День повара. Передвижка «Готовим вместе с ребенком»

20 октября во всем мире ежегодно празднуют День повара — свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых востребованных профессий в мире.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД