Светлана Каменева
«Что значит «ребенок готов к школе»?» Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Каменева Светлана Александровна
Что значит ребенок "готов к школе?"
Поступление в школу — поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами, — резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Задумаемся, в чем отличительная особенность положения школьника?
Темочки:
По-видимому, прежде всего в том, что главное в его жизни — учеба, деятельность обязательная, общественно значимая. Он отвечает за нее — перед учителем, перед школой, перед семьей. Жизнь вчерашнего малыша, нынешнего школьника подчинена системе строгих, одинаковых для всех правил.
А в чем новизна взаимоотношений между учеником и учителем? Учитель - не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Учитель воплощает в себе, так сказать, общественные требования к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке, — это ведь не выражение личного отношения учителя к ребенку, а некая объективная мера: как много ученик знает, хорошо ли выполняет свои учебные обязанности. Плохую оценку нельзя возместить ни послушанием, ни раскаянием.
Взаимоотношения в классе между учащимися также существенно отличаются от тех, которые складываются между сверстниками-дошкольниками (в том числе и в группе детского сада). В начальной школе определяющими положение ребенка среди товарищей становятся его успехи в учебе. Вместе с тем возникает такое понятие, как общая ответственность, ведь все ученики заняты обязательным делом, и, значит, им приходится отвечать и за себя, и за других (а другие отвечают за тебя).
Само учение — и по содержанию, и по организации - резко отличается от привычных ребенку - дошкольнику форм деятельности. Усвоение знаний становится основной целью. Оно выступает в чистом виде, его не маскирует, как раньше, скажем, игра.
Основная форма организации учебной работы школьников — урок, время на нем рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонними делами.
Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям.
Десять заповедей для мамы и папы первоклассника.
1. Начните «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький.
Давайте ему посильную работу в доме; определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль ит. п.)
2. Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры, так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть в игры, построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребёнка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения - одно из самых главных пороков семейной педагогики.
3. Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему день на мороженное, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье. Приглашайте за покупками в магазин.
4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнения вашего ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте : «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности (ты можешь, у тебя обязательно получится, я в тебя верю)
5. Научите делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребёнка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребёнка и неправым другого или наоборот.
6. Чаще разговаривайте с ребёнком.
Развитие речи - залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино)-пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребёнок должен быть фантазёром.
7. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка.
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время прибегайте к справочной литературе("давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии", приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, и не ждать всегда вашего ответа.
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка.
Ведь мир глазами другого - основа взаимопонимания. А это значит - считаться с индивидуальностью ребёнка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!
9. Чаще хвалите, восхищайтесь ребёнком.
На жалобы и том, что что-то не получается, отвечайте: "Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать". Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что и ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалить словом, улыбкой, лаской и надежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребёнку сейчас - фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой "если… то… "(если уберёшь свои вещи, разрешу смотреть телевизор и т. п.). Это пагубно влияет на воспитание личности -ребёнок начинает принимать позицию "ты- мне, я -тебе".