МААМ-картинки

Что такое развитие и почему ребёнок должен своевременно развиваться

Юлия Елтышева
Что такое развитие и почему ребёнок должен своевременно развиваться
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое развитие и почему ребёнок должен своевременно развиваться?

Врачи, педагоги и психологи в один голос утверждают: для гармоничного развития ребёнка очень важно наблюдать за ним целенаправленно, постоянно. Ближе всех к ребёнку его родители, они должны, если потребуется, своевременно принимать соответствующие меры для коррекции его развития. Согласно современному российскому законодательству в сфере дошкольного образования, родители признаны ключевой фигурой в области образования и воспитания детей. Вместе с тем, бытует мнение, что без помощи специалистов-психологов невозможно отследить возникающие пробелы в развитии ребёнка. Конечно, порой складываются ситуации, когда обращение к психологу оправдано и необходимо, но даже в этом случае специалист оперирует информацией, которой в полной мере владеют только близкие к малышу люди. Психолог, несмотря на наличие специальных знаний и методов, не сможет составить в одиночку целостное представление о личности ребёнка. Такие личностные сферы, как воображение (в самом широком смысле этого слова, способность к волевому усилию, стремление к новым знаниям и умение находить общий язык с окружающими людьми с трудом поддаются психологическому тестированию. Вот почему так важно наладить сотрудничество специалистов и родителей. Сотрудничество должно происходить с участием трё х сторон: не только родителей, специалистов-психологов, но и воспитателей (ведь большинство детей посещают детский сад).

Публикация «Что такое развитие и почему ребёнок должен своевременно развиваться» размещена в разделах

Министерство просвещения Российской Федерации выступило с инициативой по разработке «Памятки для родителей», в которой будет предложена простая и доступная каждому заинтересованному родителю методика, позволяющая оценивать развитие их детей на протяжении дошкольного детства. Аналогичной методикой пользуются и воспитатели в детском саду, и потому объединённые усилия детского сада и семьи в одном направлении принесут большую пользу. Материалы для работы с детьми безвозмездно предоставлены авторами дидактического материала «Детский календарь».

На пороге всякого знания о ребёнке нас встречает основное положение: дитя есть существо непрерывно развивающееся. Не только годы и месяцы, но иногда даже отдельные недели и дни раскрывают перед нами всё новые этапы эволюции подрастающего человека.

А. А. Смирнов

В настоящее время общепризнанно, что в личности пересекаются две сферы: интеллектуальная и мотивационная. Интеллектуальная сфера условно содержит знание о том, как можно осуществить какое-либо действие. Знание, умение, навык в деле очень важны, но не меньшую роль играет мотив, желание действовать, что относится к мотивационной сфере. Интеллектуальная и мотивационная сферы личности ребёнка развиваются неразрывно и одновременно. Например, малыш решил нарисовать домик, но желание его не сбудется, если он не умеет рисовать прямые линии. Бывает и наоборот: научили ребёнка читать, а он не берёт книгу в руки – нет интереса.

Недостаток знаний и мотивов деятельности становится особенно очевидным при поступлении ребёнка в школу, когда его достижения начинают подвергаться внешней оценке. Школьная неуспеваемость становится большой проблемой для родителей и педагогов. Ни один репетитор не сможет развить у школьника такие психические функции, как воображение, мышление, речь, и тем более, пробудить интерес к новым знаниям и созидательному труду.

Как передать малышу знания, развить его интеллект? Нередко эту функцию возлагают на подготовительные курсы к школе. Но, как показывает практика, знаний без желания учиться хватает очень ненадолго. Следовательно, родителям важно понимать, что одновременно с получением знаний, умений и навыков, взрослым необходимо постоянно поддерживать личную инициативу ребёнка, вызывать у него желание действовать активно и самостоятельно. Благоприятные условия для реализации такого комбинированного подхода существуют в семье. Вот, например, бабушка играет с малышом в ладушки. Значит, она не только демонстрирует малышу простейшие движения, но и вовлекает его в игру, которую он может в последующем продолжить самостоятельно.

Но ребёнок заимствует от взрослых не только то, чему они его целенаправленно обучают. В семье, где есть бабушки и дедушки, дяди и тети, братья и сестры, каждый из них, сам того не замечая, вносит свой вклад в развитие малыша. Ребёнок наблюдает за трудом взрослых, имеет возможность задавать им вопросы, играет со старшими братьями и сёстрами, занимается простейшим созидательным трудом. Влияние семьи, если она благополучна, вполне достаточно для того, чтобы ребёнок развивался гармонично.

Увы, сегодня условия, в которых развивается ребёнок, выглядят совсем по-другому. Взрослые работают вне дома, ребёнок проводит большую часть времени в детском саду. А детский сад – это не семья, объединяющая несколько поколений и ветвей родственников. В детском саду одному воспитателю вверено 25–30 детей. Он должен действовать совсем иным образом, нежели родители в семье. Чтобы обеспечить планомерную, регулярную, разностороннюю работу с детьми, он должен следовать образовательной программе.

В истории педагогики не раз предпринимались попытки изобрести совершенную программу для развития детей. Кто-то считал, что стоит создать предметную среду, и в ней ребёнок будет развиваться сам (такой подход характерен для западной педагогической мысли). Другие, напротив, стремились посадить ребёнка за парту и организовать для него занятия наподобие школьных. До последнего времени отечественное дошкольное образование было построено именно на таком принципе. Как показало время, ни те, ни другие не были правы. Дети, которых в дошкольном детстве «освободили» от влияния взрослых, оказались лишены необходимых знаний, умений и навыков. Те же дети, которых насильно усаживали за парты, приобретали достаточные знания, но утрачивали личную инициативу, желание действовать активно и самостоятельно.

Возникает вопрос, на что надо ориентироваться родителям? Как добиться того, чтобы ребёнок вырос умным и деятельным человеком? С какого возраста, как и чем именно родители должны заниматься с ребёнком? Как определить, что занятия организованы должным образом? В Памятке для родителей вы получите ответы на поставленные вопросы, но вначале предлагаем вам познакомиться с двумя непридуманными историями, которые дадут вдумчивым родителям пищу для размышления.

«Когда задерживался рейс»

О длительной задержке рейса пассажирам объявили перед самой посадкой. Пассажиры засуетились и стали громко выражать своё недовольство. Сохраняла спокойствие и невозмутимость только молодая женщина, с которой была девочка 5-6 лет. Услышав о задержке рейса, женщина, не обращая внимания на царившее вокруг возбуждение, достала бумагу, карандаши, фломастеры и предложила дочке порисовать. Девочка склонилась над бумагой, иногда она поднимала голову и спрашивала: «Мама, ты видишь, какую пушистую шёрстку я нарисовала? Тебе нравится, мама?» Женщина удовлетворённо кивала. Получившийся рисунок сложили в несколько раз, разорвали по линиям сгиба и перемешали – получились пазлы. Почему бы в них теперь не поиграть? Мама взялась за сборку одной части картинки, а её дочь – другой. Когда картинка была составлена, мама с дочкой радостно обнялись. Пазлы вновь перемешали, и теперь каждый по очереди собирал картинку на время. Девочка смотрела на мамины часы, значит, она могла легко ориентироваться во времени. По окончании игры собранную картинку бережно разместили между двумя чистыми листами бумаги – ведь в неё можно будет поиграть снова.

Затем мама с дочкой играли в игры на внимание («Чёрного и белого не носить, «да» и «нет» не говорить», а также по очереди читали сказку Г. - Х. Андерсена «Дочь болотного царя». Таким образом, время до посадки на рейс было наполнено для них разнообразной и увлекательной деятельностью. В самолёте наши места оказались рядом, и мы познакомились. Выяснилось, что мама по профессии врач и с большим вниманием относится к развитию своей пятилетней дочери. Интеллектуальное развитие девочки шло с опережением. К четырём годам девочка самостоятельно научилась читать и могла назвать столицы разных государств, знала названия морей и океанов. Программу по математике для первого и второго класса она освоила вместе со старшим братом к пяти годам, любила играть в шахматы. Родители девочки справедливо полагали, что форсирование её интеллектуального развития недопустимо. Они стремились максимально использовать виды деятельности, свойственные дошкольному детству: игру, рисование, лепку и конструирование, чтение художественной литературы. Это был правильный выбор воспитательной стратегии. Отечественные и зарубежные психологи уже давно сошлись во мнении, что искусственная акселерации к дисгармоничному развитию личности ребёнка, к серьёзным проблемам в его отношениях со взрослыми и сверстниками.

Родители девочки не стремились к публичной демонстрации её способностей, а взяли на себя труд всесторонне развивать её, прибегнув к традиционным для дошкольников видам деятельности: игре, занятиям продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, аппликация, спорту. Но бывает и по-другому. Об этом – в следующей непридуманной истории.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?»Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.

Информация для родителей «Почему ребёнок грызёт ногти»Информация для родителей «Почему ребёнок грызёт ногти» Не только взрослые, но и дети могут иметь вредные привычки. Одной из самых распространённых является обгрызание ногтей. ПРИЧИНЫ, ПОЧЕМУ.

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Консультация для родителей «Почему мой ребёнок со мной ведёт хуже всего?»Консультация для родителей «Почему мой ребёнок со мной ведёт хуже всего?» Часто родителей волнует вопрос: «Почему мой ребёнок со мной ведёт хуже всего?» Особенно этот вопрос волнует мам. Мамы рассуждают: «И в.

Консультация для родителей «Почему ребёнок не хочет говорить «Здравствуйте»Консультация для родителей «Почему ребёнок не хочет говорить «Здравствуйте» Некоторые родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание ребёнка говорить «Здравствуйте». Иногда, при приёме нового ребёнка в.

Консультация для родителей «Помогаем малышам развиваться»Консультация для родителей «Помогаем малышам развиваться» Знания, полученные на занятиях, требуют постоянного закрепления. Помогите своему малышу лучше усвоить изучаемый материал. На занятиях.

Макеты помогают нам развиваться.Макеты помогают нам развиваться. Во времена компьютерных технологий можно получить полное трехмерное изображение объекта на экране. Но тем немение не снижается актуальность.

Памятка родителям «Почему ребёнок не ест в детском саду, и что с этим делать» Почему ребёнок не ест в детском саду: обзор самых распространённых причин. Как правильно вести себя родителям, чтобы малыш начал кушать.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Ребёнок-дошкольник — природный исследователь. Экспериментирование со снегом. Почему улицы посыпают солью и пескомРебёнок-дошкольник — природный исследователь. Экспериментирование со снегом. Почему улицы посыпают солью и песком Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Что такое развитие и почему ребёнок должен своевременно развиваться
Опубликовано: 9 августа 2021 в 18:07
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Что такое развитие и почему ребёнок должен своевременно развиваться» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Елтышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД