Инна Шахмуть
Консультация для воспитателей «Что делать, когда ребенок плачет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок пришел в детский сад, и посещает его уже значительное количество времени, но при этом все равно регулярно плачет и хочет к маме. Такая ситуация, думаю, встречалась у многих педагогов. И очень часто педагог не знает, как успокоить малыша, кроме как погладить по головке и сказать: «Мама скоро придет, она ушла в магазин!». Но зачастую такой подход не спасает. Ребенок все равно продолжает плакать изо дня в день. В этот момент воспитатель задается вопросом : «Что же происходит? Вроде бы ходит давно, а все равно регулярно плачет и зовет маму?».
Публикация «Консультация для воспитателей „Что делать, когда ребенок плачет?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Рассмотрим эту ситуацию и дадим рекомендации по вопросу: «Что же делать, когда ребенок плачет?».
В первую очередь, прежде чем предпринимать попытки помочь ребёнку справиться с его неприятностью, надо успокоиться самому педагогу. Потому что чаще всего педагог сам испытывает раздражение в данной ситуации.
Не говорите ребенку «перестань плакать» или «не плачь» и не пытайтесь другими способами остановить слезы. Часто эти фразы только усиливают рыдания, потому что воспринимаются детьми как критика. Прекращая плачь, уча детей сдерживать слезы, мы не даем им возможности снять стресс. Следствием такого подавления могут стать проблемы эмоционального и поведенческого характера, неспособность детей полностью раскрыть свой потенциал, а в будущем – обусловленные стрессами заболевания. Да и не обучим мы детей самостоятельности, вмешиваясь в процесс познания мира и себя.
Не стоит вообще разговаривать с ревущим ребенком. Слова введут его в еще большее состояние напряжения. Когда ребенок плачет, он охвачен чувством горя и обиды, раздражения и боли и не способен даже воспринять смысл обращения к нему. Поэтому не тормошите его раньше времени, не давите расспросами о причине плача (все равно часто дети и сами не знают причины, не выносите суждение о серьезности травмы (физической или эмоциональной). Ребенку не удается достаточно выплакаться и избавиться от своего стресса, и он будет продолжать капризничать до тех пор, пока ему не предоставят возможность выплакаться полностью.
Что же делать в этой ситуации?
Чётко обозначить начало и окончание рабочего дня, понятное малышу.
Явно, уверенно, решительно уходить родителям.
Повторять ритуал входа и выхода в детский сад и из детского сада (приветствие и прощание, закрывание дверей).
Сообщить малышу на доступном для понимания уровне:
• что мама придёт позже;
• он расстроен;
• вы поняли, что он расстроен;
• вы можете побыть с ним, обнять, если он хочет.
Нужно уделить внимание и родителям, объяснить, что маленькие дети с трудом переключаются с одной ситуации, с одной привязанности на другую. Важна твёрдость и решительность взрослого, уверенность, что ребёнку нужно остаться в классе и это безопасно. Если родитель сам сомневается и боится (боится огорчить, а малыш не знает, чего боится взрослый, то ребёнок паникует. Если родитель, страшась увидеть слёзы дорогого чада, норовит исчезнуть по-тихому, малыш начинает бояться, что взрослый может исчезнуть в любую секунду, и вернуть доверие маленького человека будет нелегко. Подчас надёжность родителя важнее приятности.