Першина
Что делать, если ребенок кусается: советы психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Наши дети зачастую пытаются попробовать мир на вкус. Все дело в том, что рот, язык, имеющиеся на нем рецепторы – основные инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как устроена жизнь. оттого наши дети так обожают тянуть в рот все, что плохо лежит – от своих игрушек до взрослых вещей - очков, ключей и даже денег. Эту стадию развития проходят все люди без исключения. Но у многих ребят в определенном возрасте возникает еще одна неприятная привычка — кусаться или щипать окружающих. Дети могут
покусать других детей на площадке или в детском саду, очень сильно и больно
Публикация «Что делать, если ребенок кусается: советы психолога» размещена в разделах
ущипнуть родственников или гостей. Родителям зачастую становится стыдно. Что же делать в этой ситуации? Как отучить наших детей пускать в ход зубы и ногти?
Почему он это делает?
Для начала давайте разберемся почему наши дети так делают.
1. Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте
от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки,
чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот
и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не
отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий
длится до 9–11 месяцев.
2. Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств
и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды
стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как
прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.
3. Поведенческие особенности. С полутора до 3-х лет малыш может кусаться
из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки,
когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность
границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
4. Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5
лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача- психоневролога.
Кто кусается?
• Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.
Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они
просто не могут выразить их как-то иначе.
• Дети, которым не хватает внимания и любви. В попытке обратить на себя
внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если
рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.
• Агрессивные дети. Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря
на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.
• Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться
наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго
не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.
• Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры — явление
нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из
такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.
• Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук,
так почему бы не кусаться?
• Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и
вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из
слишком жестких рамок, установленных им извне.
• Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться
получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится
частично физиологической.
• Дети, которым просто нравится кусаться.
Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они
просто не могут выразить их как-то иначе.
• Дети, которым не хватает внимания и любви. В попытке обратить на себя
внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если
рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.
• Агрессивные дети. Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря
на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.
• Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться
наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго
не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.
• Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры — явление
нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из
такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.
• Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук,
так почему бы не кусаться?
• Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и
вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из
слишком жестких рамок, установленных им извне.
• Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться
получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится
частично физиологической.
• Дети, которым просто нравится кусаться.
Как бороться?
Способ борьбы с вредной и травмоопасной привычкой напрямую зависит от
причин, по которым ребенок начал кусаться.
Если лезут зубки у грудного ребенка – купите ему силиконовые кольца —
прорезыватели или специальные игрушки с «пупырышками» для массажа
десен. Они продаются в аптеках и детских магазинах. Помогают гели, вроде
«Метрогила». Но перед применением медикаментов лучше посоветоваться с
врачом.
Если при кормлении грудью вы замечаете, что ребенок начал
«хулиганить» — кусаться намеренно, сразу отнимайте грудь. Так у него
выработается рефлекс «укусил – лишился пищи». Кусаться он перестанет довольно быстро, ведь даже самый маленький ребенок сам себе не враг, и
прекрасно понимает, что ему нужно на самом деле для комфортной жизни.
Для ребят постарше неплохо будет увеличить физическую активность.
Займитесь зарядкой, гимнастикой, отдайте малыша в секцию по плаванию.
Эмоциональным детям нужно планомерно каждый день «вкладывать в
голову» мысль о том, что чувства можно и нужно проговаривать. Пусть с
самого раннего возраста учится выражать свои эмоции словами: «Мне
страшно», «Мне обидно», «Мне нравится эта игрушка, потому что она…»,
«Мне не хочется идти в гости, потому что…».
Если у ребенка слабые жевательные мышцы, и кусается он, как говорится,
не со зла, справиться с ситуацией поможет употребление твердой пищи –
чаще давайте малышу погрызть яблоко, сырую морковь, капустную
кочерыжку. Отличное упражнение для жевательных мышц — надувание
воздушных шариков и мыльных пузырей.
С детьми из так называемых «конфликтных» семей желательно поработать
психологу. И, конечно, важно устранить все негативные факторы, которые
заставляют малыша переживать стресс и копить агрессию.
Советы психолога
Часто можно услышать такой совет «А укусите, его в ответ. Пусть прочувствует!». Делать этого категорически нельзя. Во-первых, малыш может воспринять это как игру, и начать кусаться с удвоенной силой. А во-вторых, он
же берет со взрослых пример, и если маме можно кусаться, то почему же
нельзя и крохе?
Задача родителей - как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки
со стороны ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза-в-глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши
глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и
твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем»
Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание,
покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.
Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–
2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное
на корню. С маленьким террористом не стоит вступать в договорные
отношения.
Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы
громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас,
потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои
неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.
Если кроха дома – ангел во плоти, а в детском саду прекращается в забияку и
кусается, поговорите с его воспитателями. Донесите до них, что малыша не
нужно наказывать публично – ставить в угол перед всей группой, громко
ругать. Такие действия обычно имеют обратный результат – малыш начнет
кусаться еще сильнее и чаще, и делать это будет, чтобы вернуть себе авторитет
в коллективе, а заодно выразить протест.
Ругая малыша дома, помните, что осуждать вы должны только поступок
ребенка, а не его самого. Как бы вас ни переполняли негативные эмоции, не
допускайте веских и обидных слов, не говорите, что ребенок плохой, вредный,
злой. Он у вас — самый лучший, а вот его привычка кусаться —
действительно плохая и вредная.
Постарайтесь добиваться от кусающегося ребенка извинений. После
каждого инцидента он должен попросить у покусанного им человека
прощения.
Очень частой причиной такого поведения ребенка является накопление внутренней агрессии. Постарайтесь научить ребенка дать ей выход. Для
этого стоит поиграть с ним в ролевые игры. Разыграйте сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если
другие дети не берут меня с собой играть?». Пусть ребенок воспроизводит
сложные для себя ситуации, и «отыгрывает» другие возможные решения
проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».