Жанна Курносова
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» в обработке А. Нечаева
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Познакомить детей с былиной, помочь почувствовать красоту и выразительность былинной речи;
- обогащать словарь детей словами обществоведческого характера;
- развивать эстетические чувства средствами художественного слова, музыки и изобразительного искусства;
- воспитывать интерес к русской истории, жизни предков и героев.
Ход занятия
Воспитатель включает аудиозапись и вывешивает перед детьми репродукцию картины.
Воспитатель: Ребята, смотрите на эту картину и слушайте музыку! Какие чувства у вас возникли? Что вы себе представили?
Публикация «Чтение былины „Илья Муромец и Соловей-разбойник“ в обработке А, Нечаева» размещена в разделах
- И картина, и музыка рассказывают нам о русских витязях – богатырях, защитниках Руси нашей в далёкие времена. Посмотрите на них. Кто самый сильный и мощный? Как вооружён, в чём одет богатырь?
- Скажите, как называются его доспехи? – Кольчуга, шлем или шелом, как тогда его называли. Оружие: меч, копьё, палица.
Воспитатель подсказывает сложные, незнакомые слова, если дети их забыли. Читает две главы из книги, обращая внимание на её оформление художником – иллюстратором А. Лебедевым. Соблюдает интонации чтения русских былин. Объясняет что такое былина – это то, что произошло очень давно.
Воспитатель: Интересная книга? Мы продолжим её читать и рассматривать в другое время. Скажи, как звали богатыря? – Илья, сын Иванович – из города Мурома, села Карачарово.
- Так вошёл в историю Руси её защитник – Илья Муромец. Вот его и изобразил художник В. Васнецов на своей картине. Что с ним случилось в детстве? – Он заболел, и у него не ходили ноги.
Воспитатель: Кто излечил Илью? – Калики – странники.
- Это люди, которые выбрали Илью, чтоб защитил он народ от врагов. Вот и обрёл Илья силу великую. Что они ему наказывали?
Дети: Станешь ты могучим богатырём на Руси,
И в бою тебе смерть не написана.
Припаси по силе своей снаряжение богатырское
И служи народу русскому верой и правдой.
Воспитатель читает вторую главу «Илья Муромец и Соловей - разбойник».
- Какой первый подвиг совершил Илья Муромец? – Победил врагов у города Чернигова.
- А куда он направился? – В стольный град Киев. Киев был столицей Руси.
- Стольный – значит главный город, столица. Там князь Владимир правил Русью. Кого Илья Муромец по дороге в Киев победил? – Соловья – разбойника – врага людей русских. Так защищали свою Родину русские богатыри.
- Послушайте ещё раз музыку, закройте глаза и представьте, как сражался Илья Муромец с врагами. (Прослушивают ту же часть музыки, что и в начале.)
Воспитатель предлагает детям нарисовать богатыря.