люция гаптулхаева
От рисунка к танцу
▼ Скачать + Заказать документы
Через рисунок к танцу
«Чтобы ребенок вырос красивым душой и телом, он должен быть окружен красотой каждую минуту».
В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от того потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф. М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Современный мир, давший человечеству много житейских благ, так же породил и глобальные проблемы – экологические кризисы, войны, духовную бедность людей. Поэтому необходимо с раннего возраста осуществлять художественно – эстетического развитие ребенка как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое позволит ребенку творить добро, так как зло безобразно.
Публикация «От рисунка к танцу» размещена в разделах
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Недаром тремя китами эстетики являются - красота, мера и гармония.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
В условиях перехода образовательного процесса на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования возникает необходимость поиска новых подходов развития не только детей, но и новых решений в художественно-эстетическом воспитании.
Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности.
Целью работы в данном направлении является
• формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов художественно – эстетической деятельности: музыкальной, изобразительной.
• воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании;
Данная цель реализуется посредством следующих задач:
1. Усиление развивающего, интегративного характера воспитания и развития ребенка средствами разнообразных видов деятельности, в которые он включен.
2. Углубление и расширение различных художественно – эстетических представлений, понятий, взглядов ребенка во взаимосвязи с его общим личным развитием и познанием окружающего мира;
3. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественной продуктивной деятельности;
Основой интеграции в реализации художественно – эстетического воспитания является образ, замысливаемый и передаваемый средствами выразительности.
При отборе содержания интегрированных занятий мы четко ориентируемся на интересы, склонности, желания и способности детей, выделяем основной мотив детской деятельности. Мотивированная таким образом детская деятельность боле результативна, она способствует развитию тех или иных способностей каждого ребенка. Стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать свои силы в разных ее сферах (рисование, музыка) – это и есть широта интересов ребенка, которую формирует педагог средствами интегрированных занятий. Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал.
Занимаясь с детьми танцевальной образной пластикой, для выработки более яркого представления об образе у ребенка я использую наглядные пособия – дидактические рисунки, отражающие эмоциональное состояние персонажа. Давая характеристику музыке танца, который предстоит разучивать, свой рассказ о сюжете я сопровождаю показом иллюстраций (так как у дошкольника преобладает наглядно-образное мышление). Эти методы помогают детям войти в образ, им становиться понятнее характер персонажа, сюжетные события, повышается эмоциональный настрой. Дети активно включаются в обсуждение, у них появляется желание самостоятельно изобразить персонаж, ответы становятся более уверенными. У всех получается по-разному: у кого-то более эмоционально, у кого-то менее, но глядя на иллюстрацию, каждый ребенок стремиться войти в образ.
Для обучения образной пластике я использую сказочные персонажи животных и фольклорные тексты. Люди, наблюдая за повадками животных дали им меткие характеристики: трусливый заяц, хитрая лиса, неуклюжий медведь, злой волк. Показывая иллюстрации сказочных персонажей в разных эмоциональных состояниях, я предлагаю детям выбрать картинку, соответствующую характеру музыки, и попытаться его изобразить через движение, например: этот зайчик веселый – он танцует, другой загрустил и т. д. При этом ребенок не просто показывает, а изображает его настроение. Тот образ, который каждый из детей создал с помощью танцевального творчества на занятии, я предлагаю изобразить с помощью художественно - изобразительных средств.
Работая над рисунком, ребенок будоражит свои воспоминания и чувства, которые испытал к герою, он не повторяет за другими, а учиться мыслить самостоятельно, воспроизводить свои чувства, получать свой результат. Тем самым в детских творческих работах идет закрепление освоенного материала.
Творчество всегда индивидуально. Необходимо научить ребенка относиться к творчеству с трепетом и чуткостью. Например, фраза «Расскажи мне о своем рисунке» прозвучит намного лучше, чем «Что тут нарисовано?» Научить быть бесстрашными в своих экспериментах! Развивать индивидуальный стиль и уважать других. Эксперементируя воплощаем собственные идеи. Рисуем весело! Самое важное в искусстве – это то, что в процессе творчества дошкольники много узнают о себе. Становятся смелыми, не боятся творить.
Дети с большим желанием погружаются в процесс созерцания и с самого начала делают это с большим удовольствием. Иногда они сразу приступают к работе, иногда просто наблюдают – но процесс их всегда захватывает!
Изобразительное искусство, как и танец, отражает окружающую жизнь в художественных образах. Используя совместно изобразительное искусство и музыку, мы обогащаем чувственную сферу ребенка, развиваем восприятие, мышление и действие. И это позволяет ребенку лучше развиваться и познавать окружающий мир!
Мы уверены – все дети рождаются творцами, поэтому очень важно с самых малых лет поощрять в ребенке творческие порывы. Мы стараемся устраивать нашим детям креативные художественно-музыкальные игры-занятия, которые помогают зародить в наших детях стремление к созиданию.
От нашей совместной деятельности в развитии художественно-эстетического направления дошкольники получают огромное наслаждение и удовлетворение от результатов.
Библиографический список
1. Издательский дом «Карапуз – дидактика». Журнал «Цветные звуки. Интеграция искусств», 05.2008г
2. Издательский дом «Карапуз – дидактика». Журнал «Цветные звуки. Цветные пейзажи», 03.2009г
3. Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина «Са-фи-данс» (танцевально-игровая гимнастика для детей). Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. Санкт - Петербург «Детство – пресс» 2001г
4. С. Швейк Художественная мастерская для детей. – СПб. : Питер, 2014. – 144 с. : ил. – (Серия «Вы и ваш ребенок»)
5. С. Швейк Художественная мастерская для малышей. – СПб. : Питер, 2014. – 144 с. : ил. – (Серия «Вы и ваш ребенок»)