Светлана Таенкова
Консультация для родителей «Чему необходимо научить ребенка в период дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Любить себя.
Любовь к себе-наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не осознает, что его жизнь это ценность и он индивидуален, он не сможет стать деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.
Понимать и объяснять поведение.
Ребенка надо учить анализировать и объяснять собственное поведение и чувства. Ежедневно рассказывайте ему о том, что чувствуете и как проявляется у вас это чувство. Спрашивайте его, интересуйтесь: как он себя вел и какое чувства он испытывал в течении дня, что он чувствует сейчас? Он сможет объяснить, как он вел себя в течении дня, самостоятельно проанализировать и обозначить - хорошо это или плохо, что он при этом чувствует, почему это с ним случилось и что с этим делать.
Темочки:
Общаться с помощью слов.
Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим разрешает многие непонимания. Вот он, как кажется педагогу, заупрямился, не стал работать на занятии и весь день ничего не делал. Педагогу не будет так казаться, если ребенок просто скажет, что сначала он очень испугался, потому что его никогда не спрашивали первым, а потом огорчился, что у него не получилось, и весь день было так обидно, что даже когда знал стихотворение, но не ответил, потому что хотелось плакать.
Понимать различия между мыслями и действиями.
Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его душевная боль проходит, и детское сознание может воспринимать образовательную задачу, которую он реализует в действии. Поэтому рекомендуется помогать ребенку отреагировать свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит?»
Интересоваться и задавать вопросы.
Казалось бы, что проще чем задавать вопросы? А ведь нет, многие дети не умеют задавать вопросы и с этим связана тревожность по поводу низкой мотивации при подготовке к обучению в школе.
Все беспокойства о подготовке детей к школе, развитие у них интересе к учению и познанию исчезнут или значительно снизятся в том случае, если родители и взрослые будут реагировать на замечательные «сложные» вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?», «Почему рыба не захлебывается в воде?», «Почему люди стареют?».
Если мы хотим поддерживать инстинкт любознательности, мы должны убедиться, что уже к пяти годам ребенок упивается своими вопросами и знает, что всегда есть способы, как найти на них ответы.
Детей надо учить добывать ответы, показывать где их можно найти. И конечно же в первую очередь, на помощь приходят сами родители, бабушки и дедушки с их опытом и знаниями, а если они тоже не знают, то для ребенка это будет клад, что даже родители чего-то могут не знать, но они тоже хотят научиться – есть книга, интернет, библиотека.
Понять, что не на все «сложные» вопросы, есть простые и доступные ответы.
В период взросления ребенок будет сталкиваться с самыми различными вопросами: социальными и научными проблемами. Не стоит выстраивать преграды: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь - поймешь». Необходимо приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы, есть однозначные и понятные ответы. Таким образом мы сможем подогревать любознательность и интерес ребенка к познанию и совершенствованию.
Не бояться неудач.
Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Ребенку нужно помочь понять, что ошибки - это бесценный опыт, который позволяет нам учиться.
Доверять взрослым.
Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие разрушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры на обман: «Съешь кашу, станешь большим», «Мама - всегда говорит правду», «Папа самый сильный и смелый» и т. д.
Иногда родители думают, что ребенок не станет им доверять, если узнает об их слабостях. Мы не нарушим доверия ребенка, если признаем человеческое несовершенство.
Самостоятельно мыслить.
Понимание собственной уникальности и способности к суждениям - жизненно важный навык, который начинает развиваться у ребенка приблизительно с 3-х летнего возраста. Задавайте ребенку вопросы, не позволяйте себе ругать его за поиски необходимой мысли, при необходимости поправляйте и дополняйте его высказывания, не забывайте похвалить за находчивость. Не насмехайтесь и не принижайте важность высказываний ребенка.
Знать, в чем можно полагаться на взрослого.
К пяти годам ребенок должен знать, что существует много ситуаций, с которыми он не может справиться в одиночку и это нормально. Например, он не может справиться с компанией старших детей, с агрессивным поведением, с диким зверем и многими другими случаями. Есть необходимость объяснить ребенку, что родители даны ему в поддержку и защиту. Они могут быть настоящими друзьями ребенка, которые всегда и в любой ситуации придут на помощь, именно они могут понять, принять их любыми и будут любить ребенка вопреки всему, а самое главное это то, что им можно доверять.