Ольга Геннадьевна
Консультация для родителей «Чему нас учат дети?»
▼ Скачать + Заказать документы
Чему дети могут научить родителей? И, вообще, могут ли? Вопрос, конечно, сложный и неоднозначный. На мой взгляд, наши дети - наше отражение.
Ребенок развивается, познавая окружающий мир в общении с взрослыми и сверстниками. Одновременно взрослый, общаясь с ребенком, начинает воспринимать мир по иному – не только со своей позиции, но и с позиции своего ребенка. Именно поэтому можно сказать, что не только взрослые учат детей, но и дети учат взрослых – смотреть на мир глазами детей
Публикация «Консультация для родителей „Чему нас учат дети?“» размещена в разделах
наши дети - наше отражение. Ведь, нередко, глядя на улице на какого-нибудь подростка, с сигаретой в руках,с банкой пива, ругающегося, мы задаемся вопросом: "Куда смотрят его родители". И думаем, что родители такие же. Но мы не задумываемся, что наш ребенок, где-то копирует нас самих. Размышляющих об этом мало, но они есть. И грамотные люди делают выводы, что прежде, чем изменить ребенка и воспитать его правильно, надо изменить в первую очередь себя. Именно в воспитании и совершенствовании себя, на мой взгляд, и заключается главное, чему учат нас дети. Быть может это не так заметно порой, но это уже целиком наша вина, вина взрослых.
Взрослые пытливые умы все ищут истины и не замечают ее у себя под носом. Но стоит им всего-то лишь немножко задуматся, оглянутся и ответ рядом. Но он не так уж прост, как кажется. Давайте оглянемся вместе! Вокруг да около весело и беззаботно растет младшее поколение. Именно дети - эти маленькие почемучки - являются самой большой наукой. Особенно прекрасно, когда маленькое улыбчивое солнышко дергает папу или маму за рукавчик, и серьезным голосам спрашивает: "а почему крапива жжется?" или "зачем коту усы?". А? Не ответите? Вот то-то же, вы бы даже и не подумали! А теперь и вам интересно! Вот так, отвечая на вопросы, родители заново учатся видеть мир под новым углом и в новых красках. Поразмышляем еще. Вот к примеру, умные и находчивые взрослые придумали технику разную, электронику, машины и т. д. Они думают, что гении, покорители мира. А нет. Они за телевизорами не видят природы, в которой, любознательный ребенок ищет себе приключения и вдохновения для следующих вопросов. Посмотрим еще глубже. Взрослые разучились любить. Ну откуда они взяли эти свои выгоды и идеалы? Разве важно это любому маленькому человечку, с набитыми карманами конфет, который при виде искренней улыбки уже чувствует красоту. Так что самый главный урок взрослых, по моему мнению, состоит в том, что бы научится любить по-детски, без предрассудков и филистерских ценностей, поверить в сказку, в чудо, стать энтузиастами
Ребенок развивается, познавая окружающий мир в общении с взрослыми и сверстниками. Одновременно взрослый, общаясь с ребенком, начинает воспринимать мир по иному – не только со своей позиции, но и с позиции своего ребенка. Именно поэтому можно сказать, что не только взрослые учат детей, но и дети учат взрослых – смотреть на мир глазами детей.
Однако, чтобы видеть мир глазами детей, надо уметь понимать ребенка, уметь быть терпеливым и ненавязчивым в своих советах и рекомендациях.
Как дети учат взрослых себя понимать
Четырехлетний Алеша усердно посещал все занятия в лицее для дошкольников, однако на одном из них: ритмике, отказывался что-либо делать, просто сидел на стульчике и смотрел на других ребятишек. Все уговоры симпатичной мамы сделать хоть что-нибудь, оказывались безрезультатными. Тогда мама стала осторожно выяснять у педагога, что так смущает ее мальчика. Выяснилось, что педагог просит всех ребят по-очереди попробовать свои силы в качестве солиста, что вызывает у застенчивого Алеши определенную трудность.
Немного подумав, мама приняла сторону Алеши: если мальчик стесняется красиво двигаться вместе с другими детьми, пусть сидит просто так.
В этой ситуации, на мой взгляд, мама приняла правильное решение: зачем заставлять застенчивого ребенка делать то, что ему неприятно. Пройдет какое-то время, он привыкнет, и с радостью сам начнет делать то, что и другие детишки.
Для того, чтобы принять такое решение, мама должна встать на место ребенка и понять, что он чувствует в ситуации данного типа. Если бы мама стала заставлять мальчика заниматься вместе с другими детьми, он бы расстроился и мог бы вообще не захотеть чему-либо учиться.
На мой взгляд, другие детишки, наблюдая за Алешей и спокойной реакцией взрослых на его поведение, поймут, что надо терпеливо относиться к индивидуальным особенностям каждого из них.
Как дети учат взрослых терпению
Четырехлетняя Юля в мае месяца ходила гулять в шерстяных перчатках: никакие уговоры взрослых не могли убедить девочку их снять. Как-то, когда Юля бегала с другими детишками, один мальчик начал интересоваться: почему в такую жару Юля одета так же, как и зимой. На такой вопрос Юля отвечать не стала, просто сняла перчатки и отдала их маме.
В ноябре месяце Юля отказалась одевать и перчатки, и варежки, лепя снежную бабу голыми руками, несмотря на многократные попытки взрослых одеть девочку по погоде. Проболев после такой прогулки около недели, Юля сама перед прогулкой стала требовать надеть на себя или перчатки или варежки.
Таких случаев из жизни своего ребенка каждая мама может рассказать множество, каждый раз перед взрослым стоит дилемма: заставить ребенка сделать так, как "надо", или пустить все на самотек – пусть приходит к "должному" решению сам. Однозначных ответов, как вести себя взрослому в ситуациях подобного типа нет, к примеру, болезненному ребенку позволять гулять зимой без варежек, наверное, не стоит.
Однако, если ситуация позволяет взрослому "потерпеть" и дать ребенку время на то, чтобы самому прийти к тому решению, которое навязывает ему взрослый, это целесообразно сделать. Связано это с тем, что свобода выбора в мелочах формирует такие личностные качества у растущего человека как самостоятельность и ответственность (к примеру, не надев зимой варежки, ребенок берет на себя ответственность за возможное заболевание).
Несомненно одно, взрослый, который позволяет своему ребенку быть самостоятельным в мелочах, должен сам уметь быть терпеливым.
Как ребенок учит родителей уважать свой выбор.
Шестилетний дачный приятель четырехлетней Юли ругался матом, дрался, подозревал играющих с ним ребятишек в воровстве, был нахальным и навязчивым. При всем этом мальчик, обладая хорошей фантазией, инициировал среди других детей игры с необычными сюжетами, что привлекало к нему их внимание.
Видя такое поведение мальчика, родители многих детишек запретили им с ним играть. Юля же на все призывы взрослых категорично заявляла: я буду дружить с Вовой (так звали мальчика) когда он хороший, когда он будет плохой, я с ним дружить не буду. Запретив мальчику драться с девочкой и нецензурно при ней выражаться, родители Юли не прекратили это общение.
Как относиться к приятелям ребенка-дошкольника, которые демонстрируют ему ту модель поведения, которая в семье не принята? Может случиться так, что, пообщавшись с тем, кто ругается матом и дерется, ребенок начнет ему подражать.
Конечно, как и в предыдущем случае, каждый родитель решает сам, исходя из своего опыта и жизненных представлений. Я исхожу из того, что в реальной жизни ребенок столкнется с разными людьми: культурными и не очень… Если же ребенок живет в культурной среде (в семье "не выражаются", в образовательном учреждении "плохих" слов ребенок не слышит, мат к нему, скорее всего, "не прилипнет".
А с кем ребенку интереснее играть, он вправе решать сам. Взрослому, при этом, надо научиться уважать его выбор.
Непростая тема взаимоотношений между детьми и родителями.
К очередному экспресс-опросу нас подтолкнули результаты интересного исследования, проведенного совместными усилиями социологов из России, Китая и Японии. Его целью было выяснить, насколько интеллектуальные способности современных детей (возраст варьировался от 10 до 20 лет, превышают) умственные способности их родителей.
Результаты оказались весьма и весьма неожиданными. 62% взрослых, имеющих детей в вышеупомянутой возрастной категории, признались, что «дети значительно превосходят их в умении логически мыслить». 37% ответили, что «временами чувствуют себя неуютно из-за низкого уровня своего образования и более глубоких познаний детей». Еще 26% респондентов честно признались, что «собственные дети научили их гораздо большему, чем собственные родители».
Сегодня мы решили выяснить, чему же все-таки наши дети способны научить собственных родителей.
Чему вы учитесь у своих детей (внуков?
С этим вопросам мы обратились к русскоязычным жителям Нью-Йорка – родителям с разным стажем воспитания детей.
Клара, 59 лет
Это философский вопрос. Каждый раз, когда я смотрю на своих детей, то понимаю, что была совсем другой в их возрасте. У них новые, чуждые людям моего поколения, интересы и ценности.
Благодаря сыну, например, которому в этом году стукнет 30, я научилась в любой критической ситуации соблюдать душевное равновесие, избавилась от вечного беспокойства и приступов паники по мелочам. Он очень осторожный и в то же время рискованный человек. Никогда не падает духом, если что-нибудь не получается. В этом я беру с него пример.
Георгий, 78 лет
Младший сын научил меня разбираться в электронной технике. Правда, самой простой. Сейчас я без посторонней помощи могу и соковыжималкой “управлять”, и фильм на кассете посмотреть, и белье в стиральной машине правильно постирать. Сами знаете, что мы, пенсионеры, в познании современной техники большие тугодумы (смеется). Приходится учиться у молодых.
А вот в плане психологии общения. Здесь отличный урок мне преподали юные внуки. Малыши – бесподобные актеры и великолепные манипуляторы. Своим поведением они способны заставить любого взрослого исполнить их желание. Методика Станиславского рядом не стояла. Вообще, дедушки – это настолько простые устройства, что ими могут управлять даже дети.
Лидия, 59 лет
Представителям старшего поколения нужно учиться у детей правилам ведения бизнеса. Вы только посмотрите, насколько преуспевающие бизнесмены получаются из наших детей.
Мы приехали в Америку 4 года назад, и за это время мои дочери успели открыть свой косметический салон. Справляются со своими обязанностями превосходно. До сих пор не могу понять, откуда в них такой энтузиазм и талант в сфере бизнеса. Ведь мы с мужем всю жизнь проработали на заводах. К коммерции не имели никакого отношения. Видимо, поколение такое.
Людмила, 38 лет
Моя единственная семилетняя дочь научила меня более вдумчиво относиться ко всему, что нас окружает. Приведу простой пример – мой отец, живущий в Филадельфии, часто забирает на выходные дочь Сюзанну. Мы же с мужем работаем с утра до ночи. С отцом вижусь крайне редко. И вот как-то вечером Сюзанна говорит мне: «Ты знаешь, мама. Деда очень скучает по тебе. Все время спрашивает, почему ты к нему подолгу не приезжаешь. Зачем тебе так много работать? Съезди, проведай его, ведь он же твой папа.»
И это говорит мне семилетний ребенок! Эмоции нахлынули на меня мгновенно. В тот момент я осознала, что в последние годы утратила общение с близкими людьми. И самое страшное состоит в том, что я не чувствовала все это время вины.
Ребенок заставил сделать меня важные выводы, взглянуть на мир глазами человека, а не машины для зарабатывания денег.
Алексей, 75 лет
Будете смеяться, но мой внук приучил меня носить джинсы и кроссовки. Он молодой, пристально следит за всеми новшествами. И всякий раз, когда мы встречаемся, он пытается заставить меня носить те же вещи, что носит сам. То бейсболку на мою старческую голову наденет, то умоляет какую-то куртку клоунскую натянуть. В общем, пытается осовременить меня.
И вот как-то я все-таки поддался на его провокации. Надел джинсы и кроссовки. И знаете. Почувствовал себя на полвека моложе! Такая одежда мне больше пришлась по вкусу, чем ленинские брюки и советские туфли. Сейчас, когда внук видит меня в модном прикиде, он всегда язвит: «Ну, дед, ты прямо рок-звезда!».
Ирина, 37 лет
Все дети учат нас родителей, прежде всего, терпению и выдержке. Человек, достойно воспитавший ребенка, никогда не будет прежним. Дети – неравнодушные создания. Они искренне любят и плачут. Всегда говорят то, что чувствуют. Человечность, милосердие и любовь – никто не разовьет в вас эти три чувства лучше, чем дети, которых вы воспитываете.
Евгений, 63 года
Прожив всю свою сознательную жизнь в Советском Союзе, я никогда не чувствовал себя причастным к еврейству. Будучи членом Коммунистической партии, я был ярым атеистом. А сегодня учусь у двух своих сыновей соблюдать еврейскую религию, праздники и национальные традиции. Считаю своим долгом регулярно ходить в синагогу.
Можно сказать, что, благодаря детям, я обрел смысл жизни.
Светлана, 45 лет
Сами готовые включиться в любое дело, дети часто вовлекают и взрослых в свои занятия. И тем самым не дают родителям замкнуться на повседневных проблемах. Вот и приходится молодым мамам и папам тратить время на долгие прогулки по увлекательным местам, куда иначе они не нашли бы возможности выбраться. Дети погружают нас в свой мир. Благодаря их любознательности и активности, мы не даем себе утонуть в работе и насущных проблемах.