Татьяна Пономарева
Cеминар-практикум для родителей «Секреты позитивного воспитания»
▼ Скачать +Заказ
Cеминар-практикум для родителей «Секреты позитивного воспитания»
Участники
Педагог 1, педагог 2, родители.
Цель
Организовать семинар-практикум для родителей.
Задачи
Организовать просвещение родителей. Помочь родителям в воспитании детей.
Материалы
Листы А5, ручки, три листа с изображением конвертов с надписями, стикеры.
Оборудование
Публикация «Cеминар-практикум для родителей „Секреты позитивного воспитания“» размещена в разделах
Музыкальный центр, флешка с релаксационной музыкой, планшеты, магнитная доска.
Примерное время
40 минут.
Вводная часть
2 минуты
Пока родители заходят в музыкальный зал, звучит приятная музыка.
Педагог 1
Добрый вечер, уважаемые родители! Наша встреча называется «Секреты позитивного воспитания». Она посвящена детско-родительским отношениям.
1
Педагог 2
Сегодня мы хотим познакомить вас с приемами
эффективного взаимодействия с ребенком.
Упражнение «Продолжи предложение»
Педагог 1
Как вы считаете, почему дети плохо себя ведут? Предложите варианты ответа.
Педагог 1
Своим плохим поведением ребенок пытается сказать вам, что ему чего-то не хватает.
Педагог 2
себя сильными и чувствовать, что у них есть дом.
Педагог 1
Сейчас мы рассмотрим, в чем заключаются эти потребности ребенка, – в игровой форме попробуем узнать его эмоциональное состояние на себе.
Первая потребность «Дети хотят чувствовать себя любимыми»
5 минут
Упражнение «Бабочка»
Педагог 2
Итак, первая потребность ребенка – чувствовать себя любимым. Чтобы актуализировать ее, предлагаем выполнить упражнение «Бабочка». Разбейтесь по парам. Один из вас будет выполнять роль ребенка, второй – родителя.
Взрослые сидят в парах. Педагоги переходят к первому этапу задания: просят тех, кто выполняет роль родителей, остаться в зале, а «детей» – выйти из зала.
Один из педагогов дает установку «родителям».
Педагог 1
Вы сидите и игнорируете обращение «ребенка» к вам. Представьте, что вы, например, читаете книгу или смотрите в телефон и говорите «детям» :
«Мне некогда».
Другой педагог дает установку «детям».
Педагог 2
Вы – ребенок пяти лет. Вы только что поймали красивую бабочку. Вы приходите к «родителям» счастливые и хотите поделиться с ними своим восторгом. Ваша задача – постараться максимально привлечь внимание «родителя», рассказать ему о бабочке и показать ее.
«Родители» и «дети» выполняют задание. После этого педагоги задают им вопросы.
Педагог 1
Вопрос к «детям» : что вы чувствовали, когда общались с «родителем»? Что вам хотелось сделать, сказать?
«Дети» отвечают.
Педагог 1
А теперь вопрос к «родителям» : а что вы чувствовали, когда общались с «ребенком»? Что вам хотелось сделать или сказать?
«Родители» отвечают.
Педагог 1
Давайте сделаем вывод: детям в подобные моменты важна не столько бабочка, сколько потребность быть любимыми, принятыми, нужными.
Педагоги переходят ко второму этапу задания: так же просят «родителей» остаться в зале, а «детей» – выйти из зала. Они дают «детям» ту же установку, что и в прошлый раз, а родителям – установку на искренность и доверие.
Педагог 1
Немедленно отложите все дела, как только «ребенок» к вам обратится. Будьте с «ребенком» на одном физическом уровне: посадите его рядом или присядьте
вместе с ним, возьмите на руки. Установите с ним визуальный контакт «глаза в глаза». Установите эмоциональный контакт: расскажите «ребенку» про чувства, которые у вас возникают. Задайте ему уточняющие вопросы: где он нашел бабочку, как это произошло. Установите телесный контакт: приобнимите его, возьмите за руку, погладьте.
«Родители» и «дети» выполняют задание. После этого педагог задает им вопросы.
Педагог 1
Теперь я хочу попросить «детей» сравнить свои чувства в первый и во второй раз. Что вам хотелось сделать или сказать на этот раз?
«Дети» сравнивают.
Педагог 1
«Родители», вы тоже сравните свои чувства.
«Родители» сравнивают.
Педагог 1
Когда вы общаетесь с ребенком, важно обращать внимание и на свои чувства, и на чувства ребенка.
Педагог 2
Обратите внимание, сколько времени понадобилось «ребенку», чтобы добиться внимания в первый и второй раз, и какие чувства испытали все участники. Это подтверждает, что важно вовремя реагировать на потребность ребенка во внимании.
Сообщение «Правило трех секунд»
Педагог 2
Хотим обратить ваше внимание на «Правило трех секунд». Старайтесь использовать его всегда. Если ребенок обратился к вам с просьбой или позвал
вас – важно откликнуться на просьбу в течение трех секунд. Если вы заняты – так и скажите ребенку, но ответьте ему за это время. Например, когда он просит вас «Мама, посмотри, какую башню я построил», а вы разговариваете по телефону, скажите: «Я тебя слышу», «Подойду немного попозже», «Сейчас закончу говорить и подойду».
Вторая потребность «Дети хотят чувствовать уважение»
5 минут
Сообщение «Как проявить уважение»
Педагог 1
Поговорим о второй потребности – дети хотят чувствовать уважение. Оно может проявляться при общении на одном физическом уровне «глаза в глаза», благодаря спокойному голосу и доверительной интонации, через слова поддержки, например: «Мне нравятся твои идеи!», «Главное – ты сделал это сам!», «Все могут ошибаться!», «Я тобой горжусь!».
Упражнение «Варианты общения»
Педагог 2
Сейчас мы выполним еще одно упражнение. Выберите себе новую пару. В парах вы будете общаться по одному из условий. Первое условие – «синхронный разговор». Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Вы можете выбрать тему разговора, например, «Книга, которую я прочел недавно». По нашему сигналу разговор прекращается.
Родители выполняют задание.
Педагог 2
Новое условие – «игнорирование». В течение 30 секунд один участник из пары говорит, а другой в это время полностью его игнорирует.
Родители выполняют задание, после чего меняются ролями.
Педагог 2
Следующее условие – «спина к спине». Сядьте спинами друг к другу. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его.
Родители выполняют задание, после чего меняются ролями.
Педагог 2
И последнее условие – «Активное слушание». В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его и всем своим видом показывает заинтересованность.
Родители выполняют задание, после чего меняются ролями.
Педагог 2
Как вы ощущали себя во время проведения первых трех упражнений? Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто? Что мешало вам чувствовать себя комфортно?
Родители отвечают на вопросы.
Педагог 2
Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Как вы думаете, что помогает вам в общении?
Родители отвечают.
Педагог 2
Подведем итог: для эффективного и эмоционального общения во время разговора важно внимательно слушать и слышать друг друга, устанавливать
контакт «глаза в глаза».
Упражнение «Диктант»
Педагог 1
Теперь выберите, кто из вашей пары будет выполнять роль «ребенка», а кто – «родителя». Сейчас «дети» будут в течение двух минут писать текст на листочках, а «родители» – давать отрицательные комментарии, например «Пишешь, как курица лапой», «Ну, что за почерк?», «Кто тебя так писать учил?».
Педагоги предлагают взрослым взять листы А5, ручки, планшеты и приступить к заданию. «Дети» и «родители» выполняют его.
Педагог 1
Теперь «дети» продолжат писать текст, но «родители» будут давать им положительные комментарии, например «Посмотри, как красиво получилась буква "а", старайся писать так же», «Отлично получается».
Родители выполняют задание.
Педагог 1
Поделитесь, что вы чувствовали в первый и во второй раз. Что хотелось сделать, сказать?
Родители отвечают.
Педагог 1
Слова поддержки мотивируют детей быть усидчивыми, старательными, делать работу лучше. Когда родители поддерживают своего ребенка, они тем самым формируют у него положительную самооценку.
Третья потребность «Дети хотят чувствовать, что много значат для вас»
5 минут
Упражнение «Начните фразу с "я"»
Педагог 2
Перейдем к третьей потребности – «Дети хотят чувствовать, что много значат для вас». Как вы можете дать ребенку это почувствовать?
Родители отвечают.
Педагог 2
Способы показать ребенку, что он много значит для вас, – не оценивать его, не сравнивать с другими, а делиться с ним своими чувствами.
Педагог 1
Чтобы ребенок понимал, что вы говорите о своих чувствах, и не воспринимал ваши слова как оценку его личности, начинайте предложения с местоимений «я» и «мне» вместо «ты». Например, вместо «Ты опять все раскидал!» скажите «Мне
неприятно видеть беспорядок», а вместо «Ты молодец!» – «Мне нравится, как аккуратно ты поставил обувь». Предлагаем потренироваться. Мы будем
зачитывать фразы, а вы попробуйте их переформулировать так, чтобы они начинались со слов «я» и «мне».
Педагоги зачитывают фразы для родителей, выслушивают их варианты, а затем озвучивают свой вариант. Примеры пар фраз:
«Успокойся!» – «Я уже нервничаю. Давай успокоимся»;
«Хватит кричать!» – «Я устаю от того, что ты так кричишь. Пожалуйста, скажи спокойно, чего ты хочешь»;
«Посмотри на себя, ты весь испачкался!» – «Я вижу, что ты испачкался,
давай переоденемся»;
«Ты красиво рисуешь!» – «Мне нравится твой рисунок»;
«У тебя хорошо получается!» – «Я вижу, что у тебя хорошо получается».
Упражнение «Свеча доверия»
Педагог 1
Итак, важно проговаривать свои чувства и делиться ими с ребенком. Однако случается так, что детям сложно поменять свое поведение, а родителям –
совладать с эмоциями. Тогда вам могут помочь семейные ритуалы, особенно те, которые создают спокойную и безопасную обстановку и располагают быть откровенными. Попробуйте дома использовать упражнение «Свеча доверия». Его лучше проводить в вечернее время, в темноте. Чтобы его провести, всей семьей сядьте в круг и передавайте друг другу безопасную свечку. Каждый человек, у которого оказывается свеча, рассказывает о своем дне: что сегодня порадовало, а что огорчило; что получилось хорошо, а что плохо; чем он сегодня может гордиться, а в чем ему следует потренироваться.
Педагог 2
Уважаемые мамы и папы, как можно чаще обращайтесь к ребенку за помощью или советом. Например, скажите: «Мне нравится твой рисунок, помоги нарисовать такой же», «Посоветуй, что нам вместе приготовить на ужин», «Посоветуй, как бы ты поступил в такой ситуации». Ребенок чувствует свою принадлежность к семье, когда взрослые с ним советуются и не оценивают его.
А еще – когда родители рассказывают о себе : не только о том, как быть сильным и смелым, но и о том, что они тоже могут с чем-то не справляться.
Четвертая потребность «Дети хотят чувствовать себя сильными»
5 минут
Упражнение «Праздник поддержки»
Педагоги предлагают родителям выполнить упражнение «Праздник поддержки» и инструктируют их. Родители встают в круг, а педагог – в его центр. Родители по очереди говорят педагогу слова поддержки, которые начинаются с фразы
«Мне нравится в вас…». После того как все выскажутся, педагог в центре круга говорит: «Мне нравится в себе…».
После упражнения родители садятся на свои места.
Педагог 1
Уважаемые родители, упражнение «Праздник поддержки» помогает, когда кто-то в семье нуждается в поддержке и ободрении. Применяйте его как семейную игру, когда вы празднуете особые события, дни рождения. Ведущий будет меняться, например сначала в центр круга встанет ребенок-именинник, потом вы, потом бабушка. Когда вы используете это упражнение только с членами семьи, замените фразу «Мне нравится в тебе.» на «Я люблю в тебе…».
Пятая потребность «Дети хотят чувствовать, что у них есть дом»
5 минут
Упражнение «Конверт любви»
Педагог 1
Уважаемые родители, мы хотим рассказать вам об упражнении, которое может стать доброй семейной традицией. Оно называется «Конверт любви». Дома возьмите обычные конверты и положите в них записки со словами поддержки и любви или, наоборот, с просьбой о помощи. Используйте их, чтобы поддерживать друг друга.
Другой вариант: когда кому-то трудно попросить о внимании, то он может принести конверт любви человеку, от которого хочет получить его. Это будет вашим домашним заданием: сделайте конверты любви для всех членов своей семьи.
Педагог 2
Мы надеемся, что приемы позитивного общения помогут вам выстроить доброжелательные отношения с ребенком и быть для него понимающим
и любящим родителем.
Заключительная часть
5 минут
Рефлексия «Три конверта»
Педагог ставит на стол магнитную доску – на ней три конверта. На первом написано «Я буду использовать эту информацию для моего ребенка», на втором – «Я не буду использовать эту информацию для моего ребенка», на третьем – «Я проанализирую то, как я взаимодействую с моим ребенком». Педагог раздает родителям стикеры.
Педагог 1
Наша встреча подходит к концу, и мы хотим попросить вас об обратной связи. Перед вами три конверта. Выберите, какой из трех конвертов отражает ваше мнение об информации, которую вы услышали сегодня. Приклейте на него стикер. При желании напишите на стикере ваши пожелания или комментарии.
Педагог 2
Уважаемые родители, нам было приятно работать с вами. Спасибо за открытость и сотрудничество!