Лилия Борисовна Подбельцева
Внеурочное занятие в 1 классе «Быт кубанского казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:" Быт кубанского казачества"(1 класс)
Цель: 1. Воспитывать любовь к малой Родине;
2. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;
3. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, хата, ручник, самовар, чугун.
Ход занятия:
Учитель: Степные просторы,
Высокие горы,
Два ласковых моря-
Всё это Кубань
Родная станица,
Открытые лица,
Густая пшеница –
Публикация «Внеурочное занятие в 1 классе „Быт кубанского казачества“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Кубань
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Всё это Кубань.
И хутор, и город
Имеют свой норов,
Особенный говор –
Всё это Кубань.
Не смотрят здесь хмуро,
Не ходят понуро.
Своею культурой
Гордится Кубань.
Народ-православный,
А путь его - славный.
Здесь мыслят о главном
И любят Кубань.
А песня, что плачет!
А дух наш казачий!
Как много ты значишь
Для всех нас, Кубань!
Исполнение песни. (Эх, казачата)
Учитель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты не ездил, всегда будешь вспоминать свою Родину. Чтение стихов детьми
1. Кружит ли ветер снежный, дороги заметая,
Смеются ли ромашки под солнечным дождём-
В любое время года прекрасна ты, родная
Земля, где мы родились, земля, где мы живём.
2. В ковылях средь серебряной рани,
В цветущей душистой степи
У извилистой тихой реки.
Курень казачий, старое жилище.
Откроем дверь, входи смелей, дружок.
Здесь стол и лавки, значит будет пища,
Сметана, борщ, да сдобный пирожок.
-Ребята как называется край, в котором мы с вами живём? (Краснодарский).
-А кто знает, как ещё называют наш край? .
- А как называется село, в котором мы живём?
- А куда мы попали с вами, посмотрите внимательно. (В хату казака).
- А что такое хата?
Дети: это дом где жили казаки.
Для жилья казаки строили себе хаты – мазанки, низкие, с маленькими окошками, крытые соломой. Полы были глинобитные, т. е. помазанные глиной и посыпанные соломой или душистой травой.
При закладке дома.
"На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - "чтобы всё водилось. ""
"В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (её не полагалось брать за помощь).
Внутреннее убранство казачьей хаты. было одинаково для всех районов Кубани. В доме было две комнаты: великая и
малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла мебель: шкаф для посуды, комод для белья, сундуки.
Центральным местом в доме был "Красный угол"-"божница". "Божница" оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками.
"Кубанский рушник"
Вышивала казачка рушник
Поздней ночью при свете луны.
Под рукой разливался родник,
Под рукой распускались цветы.
Напевала о женской судьбе.
Нить скользила тонка и легка.
Богородица-мати, в беде
Не оставь моего казака.
Вышивала калинову гроздь.
Счетный крест – рукоделье веков.
Лютый враг да непрошенный гость
Пусть не тронут родных берегов.
Вышивала пока рассвело,
Петухи закричали вдали.
В Красный угол легло полотно
Оберегом кубанской земли.
1 ученик: В небе солнца золотой клубочек
Сыплет нити лучиков-огней,
Собирают их девичьи руки
И узоры шьют на полотне.
Солнышко румяное глянуло в окно.
В горнице кубанской чисто и светло.
На столе скатёрочка, крынка с молоком.
Хлеб накрыла матушка чистым рушником.
Чтобы узнать,какой предмет характеризовал хозяйку на Кубани вам нужно отгадать загадку.
Рушники-традиционый элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали кружевами и вишивали крестом или гладью.
Наши предки верили, что вышитые полотенца и скатерти в доме ограждают дом от всякого зла. Когда казаки уходили на войну, женщины им дарили вышитые своими руками полотенца, чтобы вдали от дома те охраняли их и напоминали о родных.
Видит пламя народ,
А тушить не идет (печь)
Правильно,ребята казаки говорили : «Хозяйку судят по печке, а хозяина по крылечку»
Учитель: - Как вы думаете, для чего в хате была нужна печь? (Чтобы было тепло, зимой на ней спали).
- А еще для чего? (на ней готовили).
В Кубанских подворьях летом готовили пищу не в домах, а под навесом на улице, где была летняя печь, которую называли кабица. Ведь если летом затопить в доме печь, то там будет очень жарко. Для того, чтобы в доме было прохладно, летом во дворе топили кабицу.
Учитель: - А как называли жену казака? (Казачка). Чем она занималась дома?
Учитель: Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. Ребята, отгадайте загадку, какой предмет нужен обязательно, чтобы сварить знаменитый кубанский борщ.
Варим каши в ней, борщи.
Опустела – полощи.
На печи стоит чистюля.
В круглой кепочке (Кастрюля) Правильно, молодцы. Сейчас для приготовления пищи нам нужна кастрюля, а казачки готовили в чугуне, в нем варили кашу, борщ.
Ребята, посмотрите на чугун у него нет ручек как у кастрюли. чтобы поставить чугунок в горячую печь или достать из печи хозяйка, использовала ухват.
Ухват - это палка, с надетой на нее металлической рогаткой. (Дети находят ухват среди экспонатов) Почти в каждой казачьей семье была корова, которую казаки ласково называли кормилицей. Ребятки, отгадайте загадку, что нужно для хранения молока.
Для молока, сметаны, вин,
Горласт и крепок, стоек, статен,
Узорами на вид приятен,
Огня, Воды и Глины сын -
Пузатый глиняный. (КУВШИН)
Молодцы. А у казаков на Кубани кувшин называли глэчик (Дети находят глэчик среди экспонатов)
К домашнему молочку казачки пекли знатные пироги.
А что нужно было для того,чтобы пироги удались вы узнаете,когда отгадаете загадку.
Пыхтит, кряхтит, вверх ползёт,
Недосмотришь — упадёт,
Но не больно ему. Почему?
Правильно ребята, хозяйке нужно было замесить тесто.
Чтобы замесить тесто у казачек была специальная посуда Макитра.
Макитра – это горшочек из глины. В макитре ещё солили огурцы и помидоры.
Любили казаки собраться всей семьёй за чаем. А что было главным на столе во время чаепития вы узнаете, когда отгадаете ещё одну загадку.
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.
(Самовар) Правильно, молодцы.
Учитель :Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали. Стирали всё руками. А что ещё помогало сделать одежду опрятной. Вы ответите на этот вопрос, когда разгадаете ещё одну загадку.
Трудно без него прожить,
Всем он может услужить.
От платков до штор и брюк
Всё погладит нам….(утюг)
Правильно, молодцы. (находят утюг среди экспонатов)
А до изобретения утюгов, погладить одежду, белье, тканые изделия казачки использовали рубель и каталку.
(Рубель и каталка).
Рубель – это деревянный брусок с поперечными желобками для прокатывания (глажения) белья.
1. Игра "Собери поговорку".
- Казаки умели хорошо ловить рыбу, охотиться, воевать, скакать на коне, веселиться и отдыхать. Всем известны казачьи поговорки. (Ребята собирают поговорки из слов
- Казака в степи только пуля догонит.
-Всякий свистнет, да не по-казацки.
- Где казак - там и слава.
- С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.
- Казака даже чёрт боится.
- Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.
- Казак без коня - сирота.
- Кровь казачья - не водица
-Какие Молодцы! А теперь отгадайте предмет. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.
- Дом, в котором жили казаки. (Хата).
-Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (Глэчик).
- С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (Рубель и каталка).
-В чем замешивали тесто? (Макитра).
-Вкусный чай пили из (Самовара).
- В этом предмете готовили вкусную кашу, и он был очень тяжелый? (чугун).
Ребята, у вас на столе рисунки предметов кубанского быта разукрасьте их (Выставка работ)
Рефлексия
Учитель:
- Ребята, довольны ли вы своей работой?
-Что вам больше всего запомнилось?
-Что вас удивило?
-Для чего нам нужно это знать?
- Молодцы ребята! Благодарю вас за работу.