Кузнецова Татьяна
Буллинг. Причины возникновения и профилактика буллинга
▼ Скачать + Заказать документы
Какими могут быть причины возникновения травли ребенка? Как вести себя педагогу, чтобы не допустить подобного? В настоящей статье постараемся разобраться с этими вопросами в пределах дошкольного образовательного учреждения (далее по тексту ДОУ).
Травля или, как ее еще называют, буллинг – это не бесконтрольный процесс, возникающий на пустом месте. Нужно понимать, что травля ребенка группой детей в ДОУ происходит с молчаливого согласия педагогов. Сигналом к «разрешению», как правило, служит игнорирование воспитателем одиночных негативных высказываний детей в адрес внешних недостатков какого-либо ребенка, его неудачных попыток творчества и пр.
Публикация «Буллинг, Причины возникновения и профилактика буллинга» размещена в разделах
При возникновении подобных ситуаций ребенок может противодействовать несколькими способами: молчаливое принятие негатива и агрессивное поведение. Оба эти способа реагирования не работают на становление психологически здоровой личности ребенка.
Первый из них станет поводом «ухода в себя» и развития психосоматических заболеваний, т. к. энергия, которая должна быть направлена на деятельность (во внешний мир, замалчивается и остается внутри ребенка, поэтому не реализуется. Молчание ребенка может перейти в дальнейшем в принцип «тебя обижают – терпи». Такой ребенок в будущем станет человеком, которым легко манипулировать.
Второй способ реагирования заставляет взаимодействовать с другими через агрессию, т. к. она становится единственным способом самозащиты. Во взрослой жизни этот способ принесет немало бед, т. к. в РФ имеются соответствующие законы и уголовное наказание за причинение вреда.
Еще одним вариантом реагирования ребенка на травлю может стать демонстративное поведение. Ребенок может начать ползать во время проведения занятий, залезть под стол и пр. Такое поведение - это своеобразный способ привлечения внимания к себе и своей проблеме. Подобное поведение также может быть местью за то, что окружающие выражают в адрес данного ребенка осуждение. Многие педагоги перестают обращать внимание на ребенка с демонстративным поведением, обосновывая это тем, что из-за одного ребенка невозможно перекроить учебный процесс, придерживаются лозунга «Лишь бы не мешал другим, пусть сидит под столом». И это в лучшем случае. Худший из вариантов – это когда воспитатель при других детях просит придти психолога и заняться «тем, кто чудит». Именно так случилось в моей практике. И последующее высказывание одного из детей группы подтверждают, что слова воспитателя произвели на группу детей ненужный эффект. Один из детей подготовительной группы, которого я решила одним из первых взять на диагностику готовности к обучению в школе, сказал: «А мне зачем идти к психологу? Я же нормальный!»
Воспитателю всегда нужно помнить, что детский коллектив не обладает способностью к саморегуляции, поэтому задача педагога - не допустить возникновения психологической травмы ребенка и вовремя распознать и предотвратить зарождающуюся ситуацию буллинга. Важно понимать, что травля, драки и пр. не закаляют ребенка, а заставляют формировать неправильные защитные механизмы, которые мешают жить будущему взрослому.
Педагогу важно осознать, что если все время говорить ребенку, что он и его поступки плохие и его эмоции не уместны, то рано или поздно ребенок перестанет вести себя по-другому, зная, что окружающие не ждут иных действий. Опять же, практика показывает, что уровень самооценки у затравленных детей будет низким, а это в свою очередь повлияет в дальнейшем на отсутствие стремления выделяться, невозможность добиваться хороших результатов.
Педагог обязан вести профилактику буллинга. Для этого необходимо:
- сформировать нейтральное отношение ко всем воспитанникам группы;
- включать в задачи занятий развитие сплоченности детского коллектива (это может быть различная тематика по толерантному отношению к детям с ограниченными возможностями, рассказы об эмоциях и для чего каждая из них нужна человеку и пр.);
- включать психотерапевтические сказки в воспитательный процесс (например, сказки о невежестве, грубости, обмане и пр.) с возможностью для рассуждения по вопросам поведения героев сказки);
- в случае возникновения конфликта объяснять всем детям группы, почему виновны обе стороны.
Педагогу нужно помнить о том, что важно не только давать детям предусмотренные программой знания, но и воспитывать в них умение находить выход из сложных конфликтных ситуаций методом переговоров и принятия других детей такими, какие они есть. Психологический комфорт в детском коллективе ДОУ помогает в становлении гармонично развитой личности ребенка.