Русакова Ольга
Консультация «Дисграфия и дислексия»
▼ Скачать + Заказать документы
Дисграфия и дислексия
Одной из самых актуальных для школьного обучения проблем остается проблема нарушений письменной речи (дисграфия).
Теперь заглянем школьнику в тетрадь. О наличии дисграфии говорят такие ошибки:
- пропуск букв и слогов (упала-упла, бабочка-бачка, огромный город –
огромный горд);
- искажение слов (лошадь – ложит, коньки – куни, на охоте – на отух);
- не дописывание слов и букв (раст т – раст, мышка - мышк);
- перестановка букв и слогов (яблоко - ябколо, фрукты - фрутки);
Публикация «Консультация „Дисграфия и дислексия“» размещена в разделах
- добавление лишних букв (лужа – лулжа, дружно - дуружно);
- замена согласных (картофель –картовель, дупло – тубло, сушки -
шуски);
- слитное написание предлогов, раздельное приставок, когда приставка
напоминает предлог, союз или местоимение (вогороде, по дкроватью, я сный);
- разделение одного слова на два (вед рко – вед р ко, игра – и гра);
- неумение обозначать на письме мягкость согласных (мяч – мач, коньки
- конки);
- смешение букв, схожих по написанию Т – П, Б – Д, И – У (потянул –
попинул, рябит – рядип, муха - миха).
При профилактики дисграфии целесообразно использование игр и заданий с элементами рисования, конструирования, лепки. Они помогут ребенку выучить и запомнить графические изображения букв.
Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв:
лепка из пластилина;
выкладывание из счетных палочек, спичек, мозайки;
выкладывание из толстых
шерстяных ниток, веревочек, выкладывание из тонкой проволоки, буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком можно сочинить забавные истории из жизни букв.
вырезание из цветной бумаги;
вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет
буквы на ладони, на щеке, на спине ребенка);
узнавание буквы на ощупь (игра
«Умные ручки»).
Рисование - один из самых популярных видов изобразительной деятельности детей. Рисовать можно: цветными карандашами, простым карандашом, цветными и восковыми мелками, различными красками, углем, восковой свечой, нитками, штампами, палочками или пальцами по крупе, по песку, в воздухе, по спине, по руке, по стеклу (развитие тактильных ощущений) и т. д. Например, на прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы или слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков.
Игра с красками и водой
Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или, вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на листе бумаги.
Рисовать можно не только традиционный образ буквы, но и использовать различные дорисовки и штриховки. Штриховки бывают: горизонтальные, вертикальные, косые, волнистые, спиралевидные и др. Это могут быть такие задания:
«Заштрихуй (буквы) фигурки»,
«Обведи фигурки (буквы) одной линией, не отрывая карандаш от бумаги»,
«Дорисуй вторые половинки»,
«Обведи по точкам и продолжи сам»,
«Обведи и раскрась», «Напиши буквы в клеточках», «Скопируй фигуру (букву) по точкам» и др.
Дислексия (от греческого «дис» затруднение, нарушение, «лексис» -
слово, речь) – нарушение процесса чтения.
У ребёнка есть дислексия если он :
- с трудом запоминает и путает буквы при чтении, постоянно заменяет
близкие по звучанию звуки (С-З, Ш-Ж, Ш-С, Т-Д) или похожие по
написанию буквы (П-Т, Б-В, Х-Ж);
- читает очень медленно, напряжённо, по слогам, часто монотонно,
допускает множество ошибок;
- пропускает буквы (марка – мара, куртка – курка, слоги (молоко–
мокко, дорожка – дожка, предлоги;
- заменяет слова другими, близкими по буквенному составу, но разными
по смыслу (богатыри – богатые, поэтому – потом);
- заменяет или переставляет буквы и слоги (утка – тука, канава - кавана);
- не дочитывает правильные окончания слов или искажает его (говорится - говорил);
- изменяет падежные окончания существительных (открыл форточка, из- под листьях);
- неправильно согласует в роде существительные и прилагательные или местоимение (вес лый девочка, моя платье);
- пытается угадать слово по нескольким первым буквам;
- плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чём он
только что прочитал.
Дислексия и дисграфия поддаются коррекции, но её эффективность
зависит от степени нарушения, от своевременности родителей к специалистам.
Постарайтесь сделать всё, чтобы облегчить жизнь своему ребёнку, чтобы его глаза засветились от достигнутых успехов, чтобы улыбка почаще появлялась на его лице. Это ваш ребёнок, и только вы лучше всего можете ему помочь, если захотите!
МАОУ «Устанская сОШ»
«Дисграфия и дислексия у детей младшего школьного возраста»
Уста, 2023