Масасина Елена Алексеевна
Биоквантум как средство ранней профориентации детей в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Масасина Елена Алексеевна
воспитатель МАДОУ № 43 «Малыш»,
г. Сухой Лог, Россия
e- mail : mdou4300@yandex.ru
Биоквантум - как средство ранней профориентации детей в условиях ДОУ
Аннотация: Целью статьи является представление опыта работы по созданию сети детских технопарков «Кванториумов» в условиях ДОО, как средство ранней профориентации дошкольников.
Ключевые слова: детский технопарк «Кванториум», БИОКВАНТУМ, профориентация, лаборатория, базовые компетенции.
Публикация «Биоквантум как средство ранней профориентации детей в условиях ДОУ» размещена в разделах
На современном этапе стратегическая цель в дополнительном образовании Российской Федерации ориентирована на развитие естественнонаучного и технического направления. Создание сети детских технопарков «Кванториумов» является Федеральным проектом агентства стратегических инициатив, направленных на развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью развития в системе образования, обновлением содержания воспитания, внедрение форм и методов, что сформулировано в стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Согласно концепции дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников
В нашем ДОУ создана мини – лаборатория «БИОКВАНТУМ» где ознакомление с профессиями проходит, в рамках дополнительного образования в форме кружка, где дети расширяют базовые знания в области биологии и биотехнологии. Разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) «БИОКВАНТУМ» естественно – научной направленности, для детей 5-6 и 6 - 7 лет.
Практические навыки работы обучающиеся могут получить на различных видах современного оборудования. Так, например, гидропонная грядка используется в процессе изучения выращивания растений без земли; микроскоп – для изучения клеток растений и т. д.
Цель программы: Формирование у детей базовых компетенций в области биологии и биотехнологии, их самореализации в ходе исследовательской и экспериментально - изобретательской деятельности.
Занятия проходят в МАДОУ №43 «Малыш» в группе №10 «Веселые ребята» и в лаборатории БИОКВАНТУМА.
Принципы организации:
- Принцип интеграции: В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей (Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
- Доступность: Деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному). Подача материала в игровой форме.
- Проблемность: Поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
- Наглядность в обучении: Осуществляется на восприятии наглядного материала.
Занимаясь в БИОКВАНТУМЕ дети учатся :
- работать с различными видами микроскопов;
- с микропрепаратами;
- выращивать растения на питательных средах;
- создавать искусственные экосистемы и исследовать влияние различных факторов среды на их развитие;
- применять инженерные подходы в решении поставленных задач.
Проектная деятельность является одной из главных составляющих БИОКВАНТУМА, что подразумевает разные типы проектов, доступных для старших дошкольников:
Темы проектов:
1. Размножение растений разными способами.
2. Исследование влияния различных факторов на развитие растений.
3. Управление ростом растений (влияние света, температуры, элементов питания и т. д.).
4. Лекарственные растения (получение, исследование и т. д.).
5. Выращивание растений «Здоровая еда».
6. Сохранение и размножение разных видов растений (черенками, семенами, делением).
В октябре реализовали проект «Круговорот воды в природе» Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Задачи работы:
- побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
- определить перечень растений пригодных по биологическим особенностям для произрастания во флорариумах;
- создать необходимые условия для растений в закрытой стеклянной емкости (аквариум).
В ходе реализации проекта дети познакомились с круговоротом воды в природе и пришли к выводу, что вода - источник жизни, для всего живого.
В декабре мы с детьми реализовали проект «Арктическая грядка»
Цель: Формирование у дошкольников представления и климатической природной зоне (Арктике, о роли человека в изучении растительного мира.
Задачи работы:
- познакомить детей с Арктикой;
- расширять и углублять представления детей о жизни в Арктике;
-расширять кругозор детей, воспитывать любознательность;
- формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания;
- создавать условия для ориентировочно - исследовательской деятельности.
В ходе реализации проекта дети выбрали растения, которые смогут расти в особых арктических условиях (без земли в гидропонной и аэропоной грядке). И пришли к выводу, что «Мы готовы сегодня привнести свою лепту, чтобы наша земля была чистой. Но осваивая Арктику, мы не должны ее погубить. Но при этом можем использовать ее богатства. И помочь проживать людям в суровых условиях Арктики». В будущем нам предстоит новая работа над проектом «Вертикальные грядки Арктики».
В настоящее время мы начали работу над проектом «Компост – разновидности удобрения и способы его приготовления». Цель: расширение и углубление знаний детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.
Задачи работы:
- закрепить знания детей о свойствах различных материалов;
- уточнить знания детей о причинах возникновения мусора;
- формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
- активизировать словарь (сортировать, бытовые отходы, компостная куча);
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
- мотивировать к раздельному сбору ТБО.
В ходе реализации проекта дети познакомятся с тем, как можно сделать компост, из чего он состоит, чего нельзя класть в компост, как правильно использовать компост для выращивания овощей.
В декабре на встрече с предпринимателями города, ребята провели экскурсию для гостей, показали все оборудование БИОКВАНТУМА, растения, выращенные детьми, познакомили с проектами над которыми работали. На ресурсном центре дети были спикерами и познакомили гостей с гидропонной и азропоной грядках, провели мастер – класс по закладке семян для проращивания, показали макеты «Арктика» и «Африка», которые сделали совместно с родителями.
Специально организованная деятельность, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми в БИОКВАНТУМЕ - являются средством ранней профориентацией дошкольников, они чувствуют себя биологами-инженерами, лаборантами, агрономами, экскурсоводами, работающими в современной биотехнологической лаборатории.
В рамках реализации проекта «Уральская инженерная школа» ребята побывали на экскурсии в Сухоложском отделе филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Свердловской области. Целью, которой было познакомить детей с новой профессией – агроном, дать представление о том, чем занимаются люди этой профессии, где они работают, какие необходимы инструменты, оборудование для их работы.
Дети познакомились с историей возникновения станции испытания семян, с проводимыми на станции анализами по определению посевных качеств семян взятых в хозяйствах Сухоложского района, коллекцией семян, специальными шкафами (термостатами) для проращивания семян, где поддерживается определенная температура и влажность. Дети увидели, как определяется влажность зерна привезенного с хозяйств. Каждый из детей с интересом заложили в индивидуальные баночки, семена для проращивания горох, ячмень, пшеницу, клевер. Ребят познакомили с обследованием посевов на наличие вредителей, болезней, сорняков сельхоз - хозяйственных культур. Познакомились с болезнями огурцов, томатов, колорадским жуком, с карантинными сорными растениями и карантинными вредителями. Особое внимание уделила Борщевику – Сосновского, его опасным свойствам влияния на людей (сильные ожоги после прикосновения с ним).
Сотрудники центра подарили детям в Биоквантум удобрение для растений, небольшую коллекцию семян, баночки с семенами, для наблюдения за проращиванием. Дети остались под большим впечатлением от увиденного, много говорили о профессии агроном, семенах и ростках, появилось желание вернуться сюда вновь.
Работая, в БИОКВАНТУМЕ дошкольники приобретают навыки:
- проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
- использовать основные методы научного познания в биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- понимать, описывать и применять на практике взаимосвязь природных явлений;
- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
БИОКВАНТУМ – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно здесь дети знакомятся с многообразием профессий связанных с биологией, ботаникой, что позволяет им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации современного образования, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.
Библиографический список
1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А. // Детский сад от А. до Я. - 2009. - № 1. 158 с.
2. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии / Зебзеева В. А. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 6-22.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155).