Осипова Олеся
Билингвизм или двуязычие у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Два языка в семье – это хорошо или плохо? Кто такие билингвы? Билингвы – это люди, владеющие в полной мере 2-мя или более языками.
У билингвов есть преимущества :
- они лучше усваивают информацию, имеют больший объем памяти и обладают более совершенным аналитическим мышлением.
- В старости клетки их мозга медленнее разрушаются, поэтому двуязычие продлевает молодость ума.
Публикация «Билингвизм или двуязычие у дошкольников» размещена в разделах
- Знание двух языков дает возможность обучения на любом из двух языков, карьерные перспективы, возможность общаться с представителями разных национальностей на их родном языке.
- Билингвизм развивает творческие способности и умение находить нестандартные выходы из ситуаций.
- Есть данные, что у билингвов лучше развиты оба полушария мозга и межполушарные связи, а значит, они имеют хорошие способности к рисованию, музыке и к переводческой деятельности.
И все это при условии нормы развития.
С какими трудностями сталкивается ребенок?
- Огромная нагрузка на нервную систему. Для ребенка со сниженным пониманием речи – это просто невозможно. Освоение двух языков дает нагрузку на ЦНС. Это нервные срывы, заикание, а в некоторых случаях - полное исчезновение речи «мутизм».
- Усвоение двух языков иногда приводит к лингвистическим трудностям. У ребенка появляется акцент, он начинает делать ошибки в словах.
- Часто такие дети имеют трудности с чтением и письмом.
Эйнштейн изучал влияние языков друг на друга и выяснил, что языки могут отрицательно влиять друг на друга и на мышление человека. По его мнению, многоязычие приводит к серьезным затруднениям в мышлении ребенка. Для этого ребенок должен говорить только на одном языке, так как активное смешение двух оказывается наиболее вредным. Поэтому, он рекомендует понимать и читать или пассивно пользоваться многими языками, но активно – только одним.
Логопедическая коррекция речевых нарушений у двуязычных детей проводится в форме групповых и индивидуальных занятий. Процессы становления языка у детей в одноязычной среде и в условиях многоязычия качественно различны. Второй язык для ребенка – это еще одна целостная языковая система, а не дополнительные языковые единицы. В случае раннего двуязычия, наблюдается изменение всей программы реализации врожденной языковой способности. При любых сценариях освоения двух языков в раннем возрасте присутствует выраженная тенденция к одноязычию. При погружении в новую языковую среду ребенка, уже говорящего на одном языке, эта тенденция выражается в обеднении или полной потере первого языка.
Ребенок осваивает каждый язык лишь в том объеме, какой является необходимым для общения на этом языке. При этом может существовать значительная разница в уровне владения языками. Вдвойне труднее ребенку и учителю-логопеду при коррекции речевого нарушения, если у ребенка еще и нарушение зрения. Процесс коррекции становится более длительным, полностью завися от индивидуальных особенностей ребенка.
Считается, что двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности, быстроте реакции, математических навыков и логике.
Полноценно развивающиеся билингвы, как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки. Дети часто понимают оба языка, но говорят лишь на одном.
По данным ряда исследователей, билингвов в мире больше, чем монолингвов. Известно, что около 70% населения земного шара в той или иной степени владеют двумя или более языками.
Учителю-логопеду приходится учитывать, что в группе есть дети с другим домашним языком. Она рассказывает воспитанникам об этих культурах, о странах или районах, где живут люди, говорящие на других языках, учит вместе с детьми слова, хотя бы приветствия, прощания, выражение благодарности, поздравление с днем рождения на тех языках, на которых говорят дома дети из группы. Предоставляет ребенку возможность иногда выступить на родном языке, надеть на праздник национальный костюм. Логопед читает на русском языке в переводе национальные сказки и истории.