Татьяна Заславкая
Формирование основ безопасного поведения в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Формирование основ безопасного поведения в природе»
Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастье. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.
Публикация «Формирование основ безопасного поведения в природе» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное.
Как сберечь здоровье детей?
Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?
Как научить помогать друг другу?
Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Для выявления уровня знаний по основам экологической безопасности с детьми своей группы, я провела мониторинг с использованием бесед, игровых ситуаций, наблюдений, анализа детских рисунков. В то же время, опираясь на уже имеющиеся к старшему возрасту, у детей знания и представления, я выделила направления, по которым необходимо провести обучение через разные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую, коммуникативную, двигательную, художественно-творческую.
Основная цель моей работы – подготовка ребенка к встрече с различными сложными экологическими ситуациями, а порой и чрезвычайными, опасными для жизни; формирование важнейших алгоритмов восприятия и действия, лежащих в основе безопасного поведения.
Главными задачами являются:
- закрепление у детей экологических знаний;
- обучение правилам поведения в парке, лесу, на водоёмах, с домашними животными, насекомыми, ядовитыми растениями.
- формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами.
- воспитание чувства взаимопомощи к окружающим, внимательного отношения к собственному здоровью.
Свою работу я начала с создания развивающей предметно-пространственной среды, именно она создаёт условия, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (альбомы по теме, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к творческим играм). Вместе с детьми обустроили свою групповую комнату, периодически по желанию меняли обстановку. В целом в группе царит атмосфера занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.
При непосредственной помощи родителей, были изготовлены пособия по ознакомлению детей с основами экологической безопасности :
Альбомы
«Дети на природе», «Дети и домашние животные», «Правила поведения в лесу, на водоёмах», «Опасные насекомые», «Ядовитые растения».
Дидактические игры
«Черный ящик», «Добрые и плохие поступки», «Азбука безопасности», «Пирамида здоровья», «Съедобно-несъедобно», «Что возьмём с собой в поход», «Четвёртый лишний».
Формы работы для формирования основ экологической безопасности я использую самые разнообразные:
Беседы
- Кто придумал правила поведения?
- Почему нельзя подходить к чужим собакам
-Что возьмём с собой в парк
- Как вести себя в парке
-Что оденем на прогулку, экскурсию,
Наблюдения
За объектами неживой природы, обследование их
Дидактические игры:
-Путешествие в «неизведанную природу»
- Путешествие в гости к жителям леса
- Путешествие по летнему саду
- Цветочная клумба
Сюжетно-ролевые игры:
-В гостях у доктора Пилюлькина
-Путешествие в лес
Развлечения
«Осенины»
«Лягушка-путешественница»
«Знатоки природы»
Чтение художественных произведений, в которых красной линией проходит тема осторожного и безопасного поведения в природе :
Т. Шорыгина «Осколок стекла», «На лесной тропинке», М. Фисенко «Наказание за незнание», «Как Владик с Катей ходили купаться»
Просмотр видеофильмов и познавательных мультфильмов
(из серии «Лунтик», «Маша и медведь», «Фиксики», «Винни Пух» и т. д., Организация выставок
Создание проблемных ситуаций из жизненного опыта взрослых и детей (что делать, если ты заблудился в лесу; как быть, если ты по дороге встретил чужую собаку; что делать, если забыли дома панамку и др.)
Вся эта работа способствует активизации и обогащению словаря, что особенно важно для детей, имеющих ОНР. Они получают новые сведения об окружающем мире, его целостности, овладевают новыми умениями, что способствует развитию любознательности, самостоятельной активности.
Работа с родителями по развитию у детей навыков экологической безопасности построена мною в тесном партнёрстве с ними, проведены:
Родительские собрания по теме «О безопасности и здоровье всерьёз», «Путешествие в страну здоровья»;
Оформлена информация для родителей в уголке под рубрикой «Опасные ситуации в жизни детей».
Мамы и папы вместе с детьми принимали активное участие в оформлении выставки рисунков «Моя безопасность», где постарались раскрыть опасные ситуации, которые могут подстерегать детей на природе.
В дальнейшем я планирую продолжать работать по данной теме. Задачами этого года обучения являются закрепление, дальнейшее обогащение и систематизация конкретных представлений об опасностях окружающей среды и способах защиты от них, используя новые технологии для того, чтобы дети усвоили главное правило:
«Правила безопасности важно не только знать, но и соблюдать!»
А сейчас давайте с вами поиграем
Игра «Путешествие в лес».