Оксана Беспалова
Безопасность ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка «Каким правилам личной безопасности необходимо научить ребенка»
Наша взрослая жизнь, особенно в городах, становится все сложнее для ребенка. Плотный поток транспорта на улицах, лихачи, едущие на красный свет, переставшие быть безопасными дворы, детские площадки, подъезды и лифты. Поэтому, привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения, основ личной безопасности весьма актуальная проблема на сегодняшний день. И прививать их надо как можно раньше. Дошколята не понимают, что для них безопасно, а что нет. Таким образом, наша задача - рассказать им об этом и показать.
Публикация «Безопасность ребёнка» размещена в разделах
Поскольку маленьких детей очень легко обмануть, наши усилия по их обучению должны включать в себя правило, требующее от детей постоянно быть на виду у взрослых. На этой стадии груз ответственности лежит целиком на нас. Устанавливая границы послушания, добиваясь, чтобы они не покидали их и, настаивая, чтобы дети всегда находились на виду, мы гарантируем нашему ребенку физическое здоровье. Это начало личной безопасности. Необходимо, чтобы не только родители, но и педагоги детского сада сыграли активную роль в установке границ каждому ребенку. В дальнейшем ребёнок сможет устанавливать их для себя сам. Сейчас взрослые должны вмешиваться и говорить "да" или "нет", «можно»- «нельзя», обучать ребенка четкой, понятной информации: это безопасно, а это - нет.
Самое главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что они любят правила. Фактически они полагаются на него. Вы замечали, что когда вы забываете или слегка отклоняетесь от правила, установленного для ребенка, он напоминает вам о нем и заставляет ему следовать? Большинство детей очень любят управлять своими приятелями по играм королевскими повелениями типа: "Моя мама сказала. " Так дошколята напоминают о правилах взрослым, родным, педагогам и своим сверстникам.
Вы говорили вашим малышам, что они должны спросить вашего разрешения, прежде чем принять от кого-то конфету? Это обычное, устанавливаемое родителями правило, отчасти потому, что они пытаются ограничить количество поедаемых детьми конфет. Но в любом случае это правило полезно, потому что оно - шаг к правилам личной безопасности. Если эти важные правила наряду с другими излагаются ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами, наши дети обязательно будут им следовать.
Существует одно единственное правило, которое мы должны знать, и которому ребёнок должен неукоснительно следовать:
Вы ( или доверенное заботиться о ребенке лицо: папа, бабушка/дедушка, няня, воспитатель в детском саду) должны всегда знать, где он находится в любой момент времени. Дети дошкольники очень наблюдательны. Они быстро подмечают, когда кто-то нарушает заведенный порядок вещей. Педагогам и родителям необходимо усиливать это их стремление рассказывать о "нестандартных" событиях дня. И если это станет привычкой, ребёнок немедленно расскажет родителям о необычном поведении того или иного человека. Хорошие наблюдательные способности дошкольника надо развивать и поощрять его за бдительность.
Дошколятам 3-5 лет крайне тяжело даются исключения, и их часто сбивают с толку общие правила типа: "Не разговаривай с незнакомцами». Первая проблема этого правила в том, что мы подразумеваем, приказывая: "Не разговаривай!"? Вторая проблема - кого мы имеем в виду под "незнакомцами"? Учим детей вежливо разговаривать с кондуктором в автобусе, говорить "спасибо" продавцу. Приказывая детям не разговаривать с посторонними людьми, забываем, что они видят, как мы делаем это повседневно.
Вот почему вместо приказа "не разговаривать" с незнакомцами необходимо внушить им понятные правила типа: "Всегда подойди к близкому для тебя взрослому и спроси разрешения, прежде чем пойти куда-то с кем-либо или заговорить".
Наша цель - научить дошкольника замечать незнакомцев. В основном обучение на этой стадии касается различия между семьей, родственниками, друзьями и незнакомцами. Позже надо научить каждого ребенка отличать знакомых от друзей. На данном же этапе важнее всего передать дошкольнику знания о том, "кто есть кто" в его детском мире, и научить наблюдательности по отношению к окружающим людям.
Наиболее трудным и волнующим вопросом, касающимся детской безопасности, является обучение ребенка правильному поведению с незнакомыми людьми. Никто из взрослых не хочет загубить природную детскую общительность и вырастить параноика, с недоверием относящего к каждому встречному на улице. Поэтому, правило: "Никогда не заговаривай с незнакомыми людьми!" не работает, если ребенок потерялся, хотя бы потому, что ему придется обратиться за помощью к незнакомцам. В этой ситуации научите его обращаться за помощью только к женщинам. Почему?
Во-первых, гораздо меньше вероятность, что женщина окажется педофилом.
Во-вторых, как показывает практика, большинство женщин, к которым обратился за помощью потерявшийся ребенок, бросают все свои занятия и не успокаиваются, пока не помогут малышу.
"Если ты потерялся, обращайся за помощью к женщине" - это правило работает, потому что оно практичное (обычно, всегда вокруг есть женщины, к которым можно обратиться) и простое (его легко запомнить и ему легко следовать). Еще лучше, если ребенок обратится за помощью к женщине с ребенком.
Предупреждайте ребенка о подстерегающих его опасностях - но не запугивайте его! Особого внимания требуют впечатлительные, эмоционально неустойчивые, тревожные дети.
Жизнерадостные и ласковые дошколята, многие из которых ищут объятий и поцелуев неважно от кого, подвержены большему риску. Для таких детей физический контакт может быть главным способом общения.
Ласковых детей необходимо научить тому, чтобы они пользовались также словами и объясните, что слова лучше объятий и поцелуев. Установите для ребёнка простое правило : физически приласкать его могут лишь несколько главных в его жизни людей.
Ребенок должен знать информацию о себе.
Важно обучить дошкольника запоминанию своего полного имени, адреса и телефонного номера. Помогите запомнить эту информацию как следует и, это поможет ребёнку, если тот попадёт в беду. Даже если он расстроен или испуган, все же сможет вспомнить эту информацию. Обязательно внушайте детям, что не следует опасаться называть свое имя, возраст, адрес и телефонный номер полицейскому, пожарному или сотруднику МЧС. Научите каждого ребёнка набирать телефон службы спасения в Российской Федерации- 01 и телефон полиции 02.
Кроме того, гуляя, полезно ненавязчиво показать ребенку все наиболее опасные места, где и как можно угодить под машину. И уж, конечно, следует заранее выбрать маршрут, по которому будет ходить ребенок в школу, объяснив ему и показа, как он должен вести себя в пути.
Цель "безопасного" воспитания дошкольника - внушить уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни, а для этого родители должны:
· Изучать литературу, посвященную безопасности детей, узнавать мнение на сей счет людей, профессионально занимающихся этим делом: психологов, педагогов, сотрудников милиции.
· Учитывать возраст ребенка и его особенности.
Ничто не дает так много для понимания ребенка, как его искренние рассказы, а иногда и крики души - о его бедах, тревогах, сомнениях, затруднениях, по ним нетрудно определить, насколько ребенок умеет ориентироваться в различных ситуациях, может ли постоять за себя. Как бы взрослые не были заняты, малыш со своим лепетом имеет право быть выслушанным. Равнодушие взрослых - непростительная ошибка, которая может дорого обойтись и ребенку, и родителям.
· Играть с детьми систематически, используя самые различные формы обучения. Для самых маленьких - это игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти чужой дядя на машине и т. д.). Для детей постарше - разыгрывание соответствующих сценок (и дома, и на улице, рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации, вопросы: "А как ты поступишь, если. ".
Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно.
· -Быть примером для своих детей. Все усилия могут быть сведены на нет, если родители в повседневной жизни пренебрегают правилами безопасного поведения. Если вы, прежде чем открыть дверь, не заглядываете в глазок, то вряд ли это будет делать и ваш ребенок.
· Проявлять участие к чужим детям. Если вы стали невольным свидетелем опасной ситуации, в которую попал тот или иной ребенок, не будьте безучастным. Есть физическая возможность решительно вмешаться - действуйте! Если нет такой возможности - запомните приметы подозрительных лиц, номер автомашины, направление движения и немедленно сообщите в полицию.
Не позволяйте детям проводить слишком много времени у телевизора, если вы замечаете слишком острую или затянувшуюся реакцию на печальные события, воспользуйтесь внешней поддержкой.
Выберите время для себя и постарайтесь разобраться в своих реакциях на происходящее настолько, насколько это возможно. Это поможет вам лучше понять своего ребенка.
Это должен усвоить маленький человек: удирать не стыдно, когда речь идет о твоей жизни, когда на тебя напал тот, кто сильнее тебя.