МААМ-картинки

Формирование навыков безопасности посредством исследовательской деятельности (4 фото)

Татьяна Витушкина
Формирование навыков безопасности посредством исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Безопасность через исследовательскую деятельность.

С момента введения в действие Ф. Г. Т. Изменился государственный заказ на портрет выпускника дошкольного учреждения и социальные условия. Назрела необходимость изменить организацию образовательного процесса.

Ф. Г. Т. выделили образовательную область «Безопасность», это актуальная проблема, над которой работает наш детский сад.

Публикация «Формирование навыков безопасности посредством исследовательской деятельности» размещена в разделах

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных учё ных таких как : А. С. Вернадский, М. В. Ломоносов, И. М. Сеченов, психологов;Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. В. Эльконина освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. Вопросы привития навыков безопасности детям старшего возраста отражены в научных трудах О. Л. Князевой, Т. Г. Хромцовой, Р. Б. Стёркиной. Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных учёных – А. Адлер, Б. Паскаль, З. Фрейд.

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или обстановка в детском саду – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Определить правильно или нерпавильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, т. к. от этого зависят его здоровье и безопасность.

Традиционные формы обучения, могут использоваться лишь частично,большое внимание уделяется различным видам деятельности, направленных на приобретение детьми олределённого навыка поведения, опыта. Ведь всё чему учатдетей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Изучив новинки по данной теме наша группа наметила пути реализации. Определяя основное содержание и направление развития детей в своей работе я использую различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных,возрастных особенностей детей социокультурных, различий, своеобразие домашних и бытовых условий, а также общей социально – экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.

Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей я начала с выявления уровня их знаний и интересов, в форме бесед, наблюдений, игр – занятий. Работа ведётся через организованную деятельность (Н. О. Д.) ,совместную деятельность, свободную самостоятельную деятельность детей ( сюжетно-ролевые игры : М ы спасатели, Осторожно пешеход идр.)

На практике я убедилась в том, что экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребёнка в познании основ безопасности жизнедеятельности детей. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? Как? Зачем? Что будет если)Почувствовать себя учёным исследователем, первооткрывателем. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.

Формирование навыков безопасности посредством исследовательской деятельности
Фото №1 Безопасность ОБЖ Фото №2 Конспекты занятий Безопасность через исследовательскую деятельность Фото №3 С момента введения в действие Ф

Конфуций писал : Что я слышу – забываю, что я вижу – помню, что я делаю – я понимаю.

Работа в детской лаборатории начинается с знакомства детей с оборудованием и правилами поведения. Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому я уделяю большое внимание опытам и наблюдениям. Для активизации стремления детей к наблюдениям используются вопросы или задания проблемного характера ; сравнительные наблюдения, опытнические ситуации, совместные зарисовки в календаре, сенсорное и практическое обследование объектов и явлений природы, различные игровые приёмы, моделирование. Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать своё мнение, обобщать результаты наблюдений и опытов. Моя задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, с уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

В исследовательской лаборатории необходимо создать условия для проведения опытов с водой, с почвой, и другими объектами природы, чтобы во время работы дети не боялись пролить воду или рассыпать песок (накрыть клеёнкой столы). В качестве лабораторной посуды можно использовать одноразовые стаканчики, стаканчики из под йогуртов, упаковку из под мороженного, пластиковые бутылки и т. д. Тем самым наглядно продемонстрировать детям возможность вторичного использования материалов, которые в огромном количестве выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень воспитательный момент.

Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения экспериментов дети рисуют то, что им понравилось, используя при этом различные средства изображения. Анализируют, делают вывод.

Работая по теме «Электричество вокруг нас «, дети определяют для чего нам необходимо электричество? Электричество может быть очень опасным. Дети называют известные им правила, используя запрещающие и разрешающие знаки. Проводятся опыты с шарами – положительные и отрицательные заряды притягиваются. А одинаковые заряды отталкиваются так происходит во время грозы (тучи отталкиваются друг от друга, в этот момент образуется мощный электрический разряд, который называется молнией. Здесь же закрепляются правила поведения во время грозы. При проведении опытов с водой закрепляются правила поведения на водоёмах.

Время от времени в гости к детям «приходят» их любимые герои : Её величество электричество, Лесовичок, Метеоролог, доктор Айболит и другие. Они учавствуют в наблюдениях,в практических делах, в беседах. Каждый персонаж продолжает свою линию поведения : метеоролог знакомит детей с природными явлениями, погодой, доктор Айболит заботится о здоровье детей и даё т советы : как приготовить полезные салаты, варенье. Лесовичок рассказывает о лесных обитателях, о безопасном поведении в лесу. Герои не всегда торопятся с ответом, способствуют тому, чтобы дети нашли его самостоятельно ( н-р : какая вода? как вы это узнали? и т. д.)

Во время проведения опытов и экспериментов дети обсуждают различные ситуации и правила поведения. Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребё нком на равных : вместе ищем выход из трудного положения, вместе осуждаем проблему, создавшуюся ситуацию, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся. После проведения экспериментов дети получают ответы на множество вопросов в основе которых лежит познавательный мотив. Ведь попадая в различные жизненные ситуации ребёнок может просто растерятся. Поэтому необходимо научить дошкольника элементарным навыкам поведения дома, на улице, в парке, в лесу, в транспорте. Развивать самостоятельность, ответственность.

Воспитание навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста осуществляется на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Детский сад – это целостный организм, где все, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей. Проблему связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важна преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом, семьёй, и специальными службами.

Моя практическая деятельность даёт положительный результат,но, мир не стоит на месте, развивается и наша задача используя инновационные технологии обогащать жизненный опыт детей.

Публикации по теме:

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков безопасности посредством исследовательской деятельности
Опубликовано: 24 апреля 2013 в 20:08
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков безопасности посредством исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Витушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД