Переверзева Александра
Консультация «Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить ребенку»
▼ Скачать + Заказать документы
«Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить ребенку»
Как писал В. Г. Белинский: «Воспитание великое дело: им решается участь человека». Ответственность, которая ложится на плечи воспитателя, - это не просто присмотр за детьми и организация их досуга. Это первый шаг, который определяет дальнейшую судьбу человека. Именно в это время формируется личность, закладываются основы физического и психологического развития ребенка. Поэтому воспитателю так важно следить за тем, с какой интонацией и что он говорит.
Публикация «Консультация „Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить ребенку“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Иногда мы автоматически что-то говорим детям, совершенно не задумываясь над часто употребляемыми фразами. Эти фразы слетают с языка легко и незаметно, и часто наносят серьезный ущерб формированию личности ребенка, причем фраза на первый взгляд может выглядеть совершенно безобидной.
Что же это за фразы и чем они чреваты, рассмотрим ниже:
1. Психологическая изоляция и отвержение ребенка со стороны взрослого и (или) сверстника.
Примеры фраз:
• «Отойдите от него все, пусть один сидит»;
• «Я смотреть на тебя даже не хочу».
Использование подобных фраз разрушает психическое равновесие ребенка, он может почувствовать себя ненужным и отверженным, и, как итог, замкнется в себе. Более того, возможна негативная реакция со стороны сверстников – они могут начать чувствовать свое превосходство, что даже может привести к травле
Рекомендация. Воспитателю следует направлять детей на сплочение коллектива, учить их совместной деятельности и побуждать к взаимопомощи.
2. Фразы, которые предполагают пространственное отчуждение/изгнание.
Примеры фраз:
• «Будешь баловаться, в другую группу отведу»;
• «Если не перестанешь, отправишься в кабинет заведующей».
Такие фразы могут привести к развитию у ребенка страхов, так как они воспринимаются как угроза. Нередко их используют, когда грозятся наказать ребенка за плохое поведение – обещают отвести в незнакомое ему помещение.
Рекомендация. Эти фразы необходимо исключить, так как они нарушают базовые потребности ребенка в безопасности и принятии. Ребенку и без того сложно из-за разлуки с родителями, не стоит усугублять ситуацию подобными угрозами.
3. Фразы, которые занижают самооценку и унижают личность ребенка.
Примеры фраз:
• «Посмотри, на кого ты похож…»;
• «С таким мальчиком никто не будет дружить»;
• «Не занимаешься – будешь глупым»;
• «В младшую группу отведу – ты же ведешь себя, как маленький».
Неприемлемо использовать оценочные суждения, они препятствуют развитию нормальной самооценки у детей. Кроме того, дети легко привыкают к тому, как их оценивает педагог: «Взрослый же лучше знает, какой я». После этого воспитательные воздействия на ребенка, который согласился с тем, что он плохой, уже невозможны.
Рекомендация. Чтобы сформировать у ребенка критичность и способность адекватно оценивать свои действия, следует разбирать вместе с ребенком его поведение в каждой конкретной ситуации, не используя негативных высказываний в ультимативной форме.
4. Фразы, которые формируют негативную модель будущего, негативный образ себя в будущем.
Примеры фраз:
• «Если так будешь себя вести, не понятно, в кого ты превратишься!»;
• «Еще раз сделаешь так, тебя выгонят из садика»,
• «Плохо ешь – будешь маленьким, слабеньким».
Подобными фразами воспитатель программирует ребенка на негативное будущее и прерывает ход развития у него представлений о времени и «Я во времени». Дети становятся пассивными, проявляют уныние, перестают фантазировать о своем будущем, не видят положительных перспектив. В дальнейшем это может плохо отразиться на обучении в школе.
Запугивания едой также оказывают негативное воздействие на детей: приводят к стрессу, формируют неправильное пищевое поведение.
Рекомендация. Педагог должен наполнять жизнь детей позитивом, укреплять их самооценку, помогать осознать маленькие достижения и компетентности: «Ты уже научился делать…»; «У тебя получается…». 3уу
5. Фразы, которые содержат гендерные ограничения или полоролевые нарушения.
Примеры фраз:
• «Ты ведешь себя как мальчишка/девчонка» (для девочки/мальчика);
• «Будешь такой вредной, никто замуж не возьмет. Кому такая нужна?»;
• «Настоящие мальчики не плачут».
Подобные фразы подрывают важный процесс, когда дети осваивают гендерные модели поведения, учатся осознавать себя как представителя определенного пола. Мальчики осознают себя мальчиками с позиции способности защищать других, отстаивать свои интересы, изменять мир. Девочкам важно подчеркивать позицию заботы, нежности, принятия других и умения договариваться.
Рекомендация. Воспитатель должен создавать условия, в которых дети будут черпать модели позитивного полоролевого поведения. При этом особое значение имеют игровое взаимодействие детей со сверстниками и образцы поведения окружающих их взрослых.
6. Фразы, которые ставят под сомнение самовыражение и инициативность ребенка.
Примеры фраз:
• «Все делают нормально, ты один ничего не можешь»;
• «Где ты видел такой дом? Это караул, а не дом!»;
• «Из какого места у тебя руки растут?»;
• «С чего ты решил, что тебе разрешат?».
Подобные фразы подавляют детскую инициативность. Дети становятся неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, могут отказываться от своих увлечений. Между тем, именно в дошкольном возрасте формируются такие компоненты личности, как инициативность, целеполагание, готовность предлагать идеи и ставить цели.
Рекомендация. Важно не ограничивать активность детей, а предложить адекватные формы ее реализации. Например, организовать игру, где каждый ребенок сможет предложить свою идею. Задача педагога поддерживать увлечения детей, сделать их возможными и результативными, поощрять самостоятельность: «Как интересно ты придумал!», «Как здорово у тебя получилось!»
7. Фразы, которые пугают ребенка отвержением со стороны родителей.
Примеры фраз:
• «Мне маме рассказать, что произошло?»;
• «Ну что, будем папу расстраивать?»;
• «Будешь так себя вести, мама тебя домой не заберет!».
Подобные высказывания опасны по многим причинам. Они пугают ребенка, разрушают его эмоциональные связи с родителями, формируют ощущение отверженности и брошенности, а родителей выставляют в качестве угрозы и источника наказания.
Кроме того, такие высказывания представляют собой шантаж и предательство и отражают неготовность воспитателя брать на себя ответственность за поведение ребенка и решать проблему здесь и сейчас.
Рекомендация. Воспитатель должен уметь решать любую ситуацию, которая возникла в группе, за счет собственного авторитета. При этом важно предоставлять детям обратную связь, обсуждать с ними проблему сразу, а не ждать, когда придет мама.
8. Фразы, в которых используются пугающие персонажи
Примеры фраз:
• «Не перестанешь кричать, вызову милиционера!»
• «Останешься ночевать в группе вместе со сторожем!»;
• «Дед Мороз все видит и таким плохим детям ничего не принесет».
Подобные фразы формируют страхи, которые оказывают сильное негативное воздействие на психическое развитие ребенка. Страхи сковывают ребенка, отбирают энергию, и ее не остается на познавательную активность. Они могут закрепиться и проявляться в течение всей жизни.
Рекомендация. Педагогу следует исключить фразы с пугающими персонажами и использовать альтернативные методы воздействия. Например, совместно разработать правила группы и напоминать о них, когда кто-то из детей не слушается. Тогда не придется запугивать детей, чтобы организовать дисциплину в группе.
9. Фразы, которые ограничивают двигательную активность детей
Примеры фраз:
• «Стой на месте»;
• «Замри!»;
• «Перестань крутиться».
Потребность в движении является базовой и важной для общего развития дошкольников. Постоянное ограничение в движении негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка.
Рекомендация. Лучше всего переключить чрезмерную активность с разрушительной на полезную. Организовать подвижные игры, водить хороводы, увлечь пальчиковыми играми.
Для того, чтобы взаимоотношения между воспитателем и ребенком были благополучными, воспитателю важно помнить, что прежде всего к малышу нужно относиться уважительно и иметь высокоразвитое чувство справедливости.