Папки-передвижки

Консультация «Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить ребенку»

Переверзева Александра
Консультация «Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить ребенку»
▼ Скачать + Заказать документы

«Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить ребенку»

Как писал В. Г. Белинский: «Воспитание великое дело: им решается участь человека». Ответственность, которая ложится на плечи воспитателя, - это не просто присмотр за детьми и организация их досуга. Это первый шаг, который определяет дальнейшую судьбу человека. Именно в это время формируется личность, закладываются основы физического и психологического развития ребенка. Поэтому воспитателю так важно следить за тем, с какой интонацией и что он говорит.

Публикация «Консультация „Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить ребенку“» размещена в разделах

Иногда мы автоматически что-то говорим детям, совершенно не задумываясь над часто употребляемыми фразами. Эти фразы слетают с языка легко и незаметно, и часто наносят серьезный ущерб формированию личности ребенка, причем фраза на первый взгляд может выглядеть совершенно безобидной.

Что же это за фразы и чем они чреваты, рассмотрим ниже:

1. Психологическая изоляция и отвержение ребенка со стороны взрослого и (или) сверстника.

Примеры фраз:

• «Отойдите от него все, пусть один сидит»;

• «Я смотреть на тебя даже не хочу».

Использование подобных фраз разрушает психическое равновесие ребенка, он может почувствовать себя ненужным и отверженным, и, как итог, замкнется в себе. Более того, возможна негативная реакция со стороны сверстников – они могут начать чувствовать свое превосходство, что даже может привести к травле

Рекомендация. Воспитателю следует направлять детей на сплочение коллектива, учить их совместной деятельности и побуждать к взаимопомощи.

2. Фразы, которые предполагают пространственное отчуждение/изгнание.

Примеры фраз:

• «Будешь баловаться, в другую группу отведу»;

• «Если не перестанешь, отправишься в кабинет заведующей».

Такие фразы могут привести к развитию у ребенка страхов, так как они воспринимаются как угроза. Нередко их используют, когда грозятся наказать ребенка за плохое поведение – обещают отвести в незнакомое ему помещение.

Рекомендация. Эти фразы необходимо исключить, так как они нарушают базовые потребности ребенка в безопасности и принятии. Ребенку и без того сложно из-за разлуки с родителями, не стоит усугублять ситуацию подобными угрозами.

3. Фразы, которые занижают самооценку и унижают личность ребенка.

Примеры фраз:

• «Посмотри, на кого ты похож…»;

• «С таким мальчиком никто не будет дружить»;

• «Не занимаешься – будешь глупым»;

• «В младшую группу отведу – ты же ведешь себя, как маленький».

Неприемлемо использовать оценочные суждения, они препятствуют развитию нормальной самооценки у детей. Кроме того, дети легко привыкают к тому, как их оценивает педагог: «Взрослый же лучше знает, какой я». После этого воспитательные воздействия на ребенка, который согласился с тем, что он плохой, уже невозможны.

Рекомендация. Чтобы сформировать у ребенка критичность и способность адекватно оценивать свои действия, следует разбирать вместе с ребенком его поведение в каждой конкретной ситуации, не используя негативных высказываний в ультимативной форме.

4. Фразы, которые формируют негативную модель будущего, негативный образ себя в будущем.

Примеры фраз:

• «Если так будешь себя вести, не понятно, в кого ты превратишься!»;

• «Еще раз сделаешь так, тебя выгонят из садика»,

• «Плохо ешь – будешь маленьким, слабеньким».

Подобными фразами воспитатель программирует ребенка на негативное будущее и прерывает ход развития у него представлений о времени и «Я во времени». Дети становятся пассивными, проявляют уныние, перестают фантазировать о своем будущем, не видят положительных перспектив. В дальнейшем это может плохо отразиться на обучении в школе.

Запугивания едой также оказывают негативное воздействие на детей: приводят к стрессу, формируют неправильное пищевое поведение.

Рекомендация. Педагог должен наполнять жизнь детей позитивом, укреплять их самооценку, помогать осознать маленькие достижения и компетентности: «Ты уже научился делать…»; «У тебя получается…». 3уу

5. Фразы, которые содержат гендерные ограничения или полоролевые нарушения.

Примеры фраз:

• «Ты ведешь себя как мальчишка/девчонка» (для девочки/мальчика);

• «Будешь такой вредной, никто замуж не возьмет. Кому такая нужна?»;

• «Настоящие мальчики не плачут».

Подобные фразы подрывают важный процесс, когда дети осваивают гендерные модели поведения, учатся осознавать себя как представителя определенного пола. Мальчики осознают себя мальчиками с позиции способности защищать других, отстаивать свои интересы, изменять мир. Девочкам важно подчеркивать позицию заботы, нежности, принятия других и умения договариваться.

Рекомендация. Воспитатель должен создавать условия, в которых дети будут черпать модели позитивного полоролевого поведения. При этом особое значение имеют игровое взаимодействие детей со сверстниками и образцы поведения окружающих их взрослых.

6. Фразы, которые ставят под сомнение самовыражение и инициативность ребенка.

Примеры фраз:

• «Все делают нормально, ты один ничего не можешь»;

• «Где ты видел такой дом? Это караул, а не дом!»;

• «Из какого места у тебя руки растут?»;

• «С чего ты решил, что тебе разрешат?».

Подобные фразы подавляют детскую инициативность. Дети становятся неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, могут отказываться от своих увлечений. Между тем, именно в дошкольном возрасте формируются такие компоненты личности, как инициативность, целеполагание, готовность предлагать идеи и ставить цели.

Рекомендация. Важно не ограничивать активность детей, а предложить адекватные формы ее реализации. Например, организовать игру, где каждый ребенок сможет предложить свою идею. Задача педагога поддерживать увлечения детей, сделать их возможными и результативными, поощрять самостоятельность: «Как интересно ты придумал!», «Как здорово у тебя получилось!»

7. Фразы, которые пугают ребенка отвержением со стороны родителей.

Примеры фраз:

• «Мне маме рассказать, что произошло?»;

• «Ну что, будем папу расстраивать?»;

• «Будешь так себя вести, мама тебя домой не заберет!».

Подобные высказывания опасны по многим причинам. Они пугают ребенка, разрушают его эмоциональные связи с родителями, формируют ощущение отверженности и брошенности, а родителей выставляют в качестве угрозы и источника наказания.

Кроме того, такие высказывания представляют собой шантаж и предательство и отражают неготовность воспитателя брать на себя ответственность за поведение ребенка и решать проблему здесь и сейчас.

Рекомендация. Воспитатель должен уметь решать любую ситуацию, которая возникла в группе, за счет собственного авторитета. При этом важно предоставлять детям обратную связь, обсуждать с ними проблему сразу, а не ждать, когда придет мама.

8. Фразы, в которых используются пугающие персонажи

Примеры фраз:

• «Не перестанешь кричать, вызову милиционера!»

• «Останешься ночевать в группе вместе со сторожем!»;

• «Дед Мороз все видит и таким плохим детям ничего не принесет».

Подобные фразы формируют страхи, которые оказывают сильное негативное воздействие на психическое развитие ребенка. Страхи сковывают ребенка, отбирают энергию, и ее не остается на познавательную активность. Они могут закрепиться и проявляться в течение всей жизни.

Рекомендация. Педагогу следует исключить фразы с пугающими персонажами и использовать альтернативные методы воздействия. Например, совместно разработать правила группы и напоминать о них, когда кто-то из детей не слушается. Тогда не придется запугивать детей, чтобы организовать дисциплину в группе.

9. Фразы, которые ограничивают двигательную активность детей

Примеры фраз:

• «Стой на месте»;

• «Замри!»;

• «Перестань крутиться».

Потребность в движении является базовой и важной для общего развития дошкольников. Постоянное ограничение в движении негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка.

Рекомендация. Лучше всего переключить чрезмерную активность с разрушительной на полезную. Организовать подвижные игры, водить хороводы, увлечь пальчиковыми играми.

Для того, чтобы взаимоотношения между воспитателем и ребенком были благополучными, воспитателю важно помнить, что прежде всего к малышу нужно относиться уважительно и иметь высокоразвитое чувство справедливости.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник» Уважаемые родители,ваш ребенок еще не школьник,но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи,будущего первоклассника. Ведь.

Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок трех лет» Консультация для родителей: "что должен уметь ребенок 3 лет". Дорогие коллеги, сейчас в век всеобщей компьютеризации новых технологий, легко.

Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок к 1 классу» Консультация для родителей "Что должен уметь ребенок к 1 классу". Общее развитие: -знать свою фамилию, имя, отчество, -знать, сколько ему.

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?» Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно.

Консультация для родителей и воспитателей «Что должен уметь ребенок в 3–4 года»Консультация для родителей и воспитателей «Что должен уметь ребенок в 3–4 года» Педиатры отмечают, что развитие у каждого ребенка происходит «по индивидуальной программе». Умения его совершенствуются с каждым днем,.

Консультация для родителей «Как ребенок учится говорить»Консультация для родителей «Как ребенок учится говорить» Ваш малыш с каждым днем взрослеет,радует вас новыми успехами,учится говорить. Каждый родитель хочет,чтобы его ребенок скорей заговорил,как.

Консультация для родителей «Советы, которые спасут ребенку жизнь»Консультация для родителей «Советы, которые спасут ребенку жизнь» Безопасность и здоровье наших детей часто зависит от того,как он поведет себя в определенной ситуации. Узнать,знает ли он как себя вести.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Вопросы, на которые должен знать ответ ребенок! Дорогие коллеги и родители, предлагаю Вашему вниманию вопросы, на которые должен уметь ответить ребенок младшего школьного и старшего дошкольного.

Эссе «Каким должен быть современный воспитатель» Эссе на тему: «Каким должен быть современный – воспитатель»А каким же должен быть современный воспитатель, какова его функция в современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить ребенку»
Опубликовано: 28 января 2022 в 13:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить ребенку»» (включая файлы) размещена пользователем Переверзева Александра (УИ 1684229) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД