Ферида Гасанова
Беседа о строительных профессиях в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект беседы о профессиях для детей старшего дошкольного возраста на тему «Строительные профессии»
Задачи:
— обогатить знания о строительных профессиях;
— познакомить с последовательностью выполнения строительных работ, названиями неизвестных ранее строительных специальностей;
— воспитывать уважение и познавательный интерес к труду строителей;
Публикация «Беседа о строительных профессиях в старшей группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Темочки
— активизировать словарь: архитектор, маляр, экскаватор, кровельщик, подъемный кран, плотник, рубанок, панелевоз, бригада.
Предварительная работа: занятие по развитию речи, обучению рассказыванию с использованием картины «Маляр» из серии «Кем быть?».
Материал: картина «Маляр», иллюстрации с изображением стройки, строителей, большой ватман, фломастеры разных цветов, иллюстрации строительных машин.
* * *
Воспитатель. Ребята, давайте сегодня построим дом. Пусть каждый из вас представит, какой наш дом будет красивый. Представили? А сейчас у меня к вам вопрос: «С чего начинается строительство дома?»
Дети отвечают.
Правильно, с создания плана. Послушайте отрывок из стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?» :
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Затем выбирается под строительство место и разравнивается. А кто будет копать и разравнивать землю? Кто первым примется за работу? Отгадайте загадку:
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдет он, станет гладко,
Будет ровная площадка.
Ну, конечно же, это бульдозер, похожий на маленький трактор. На нем работает бульдозерист. Посмотрите на картинку. Впереди у бульдозера железный щит. Бульдозеристу удобно наблюдать за движением щита через большое переднее стекло. Он управляет машиной так, чтобы острый конец щита врезался в землю и разравнивал площадку. Ну вот площадка готова. (Рисует на большом листе бумаги ровную площадку.) Теперь можно рыть котлован под фундамент. Как вы думаете, какая машина будет выполнять эту работу? Отгадайте:
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет,
Без лопаты он копает. (Экскаватор.)
Молодцы, догадались. Основная часть экскаватора — ковш. Стальными зубами он вгрызается в землю, набирает ее и высыпает в грузовик-самосвал. Водителю грузовика необходимо направить кузов машины так, чтобы из ковша земля высыпалась в него.
Вот машина, так машина —
Высотою с дом кабина.
И колеса высотою
Выше нас с тобою вдвое.
Внимательно рассмотрите картинку. (Показывает иллюстрацию.) Что здесь изображено? А еще что? Что бы вам хотелось узнать об этих сложно устроенных больших машинах?
Дети отвечают.
Вот и вырыли мы котлован. (Рисует котлован на большом листе.) На площадке появляются панелевозы. Они привезли строительные материалы. Приезжает бетономешалка, которая делает из песка, щебня и цемента бетон — самый крепкий строительный материал. Водителю бетономешалки нельзя долго задерживаться в пути, потому что бетон быстро застывает и его уже ничем не достать из машины. Вы, наверное, видели когда-нибудь «пузатые» машины, у которых кузов как бочка, и эта бочка вертится — перемешивает бетонную смесь. Бетон нужен для фундамента дома. (Рисует фундамент дома.) А это что за машина?
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу,
Где прикажут, положу,
Человеку я служу.
Да, это подъемный кран. После того как фундамент заложен, строители начинают класть кирпичи или с помощью подъемного крана ставить панели дома. Вот посмотрите на картинки: крановщик поднимается вверх на самую вышку подъемного крана. Он сидит в будочке со стеклянными стенками. Снизу эта будочка кажется совсем маленькой, а крановщик — крохотным. Вот он что-то сделал рукой, и кран-великан пошел вдоль строящегося дома. (Просит кого-либо из детей нарисовать стены дома.) Взял кран ящик с кирпичом и начал поднимать его вверх. А там уже рабочие дожидаются, чтобы принять и выгрузить. (Рисует рядом с домом ящик с кирпичами.) Есть такие люди, которые называются кровельщики, — они делают крышу. Вот и готов костяк дома. Послушайте отрывок из стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?» :
Чтобы в доме было сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди в доме под дождем,
Кровельщик железом покрывает дом.
На строительстве дома работает целая бригада — коллектив рабочих, которые выполняют либо одинаковую работу (например, кладут кирпичи, или как на картинке — бревна) или принимают и делают дальше начатую работу (экскаваторщик выкопал котлован, а водитель грузовика увез землю). Взгляните на эту картинку. (Показывает картинку, где изображен плотник.) О чем вы меня хотите спросить?
Дети отвечают.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?» :
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы:
Это плотник делает Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки,
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.
Хорошему работнику
И слава, и почет.
Недаром орден плотнику
Вручил народ.
Вот работает плотник, чтобы в доме появились рамы, полы, подоконники. Он работает с деревом.
Воспитатель предлагает задавать вопросы по картинке, одни дети задают вопросы, другие рисуют на стенах дома рамы.
Вот какой чудесный дом получился. Только внутри дома еще не совсем красиво. Кого мы позовем покрасить стены, потолок и пол? (Маляра.)
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?» :
Красить комнаты пора —
Пригласили маляра,
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес
Механический насос.
Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
Новый дом почти готов —
Примет к празднику жильцов!
После придут стекольщики и вставят стекла в рамы. Вот и построили мы дом. Давайте назовем, что за чем нужно делать при строительстве. Видите, как много людей-строителей помогают это делать.
После проведенной беседы дошкольники чаще обращают внимание на прогулках на проводимое строительство и делятся своими знаниями со взрослыми о строительных профессиях. В играх появляются новые сюжеты. Так, в играх с большим конструктором дети не просто «строят» дом, а сначала «разравнивают» машиной площадку для «строительства», «завозят» необходимые материалы. Кроме того, к иллюстрациям, вывешенным на стене и оставленным после занятия, дети по несколько раз в день подходят и рассматривают их.