Ольга Полозова
Дидактическое пособие «Чудеса 6 материков Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Фамилия, имя педагога: Полозова О. Л.
Должность: учитель-логопед МДОАУ№199, город Оренбург
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возрастная группа: группа старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет
Форма: интегрированное занятие.
Тема: «Зимнее путешествие». Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях.
Цель: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
Публикация «Дидактическое пособие „Чудеса 6 материков Земли“» размещена в разделах
• Упражнять в правильном произнесении звука [л] в словах и предложениях.
• Упражнять в согласовании существительных со звуком [л] с числительными два, три, четыре, пять.
• Продолжать учить понимать логико-грамматические конструкции, исправлять деформированное предложение, согласуя слова по смыслу с опорой на сюжетные картинки и без них.
• Совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи предлогов.
коррекционно-развивающие:
• Развивать фонематический слух, упражнять в определении наличия и места звука [л] в словах.
• Развивать артикуляционную и мелкую моторику, слуховое и зрительное восприятие, внимания, память, логическое мышление, пространственную ориентировку.
коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать интерес к занятиям, любознательность, желание узнавать новое.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательная.
Используемые методы и приемы:
Игровые: создание проблемной ситуации: дети помогают Зиме; попугаям Ладе и Луке, думают, как им помочь, правильное выполнение заданий данных героями (индейцами, Снегурочкой, попугаями).
Словесные: оценка выполнения заданий педагогом, указания к выполнению заданий.
Наглядные: игровое пособие «Чудеса 6 материков Земли», снежинки, попугаи Лада и Лука, набор предметных картинок для заданий,
Практические: выработка направленной воздушной струи, развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, ориентация в пространстве, запоминание основных материков Земли.
Оборудование: индивидуальные зеркала; набор снежинок на игровое пособие «Чудеса 6 материков Земли», музыкальное оформление, стихотворный материал.
Предполагаемый результат:
- умеют правильно артикулировать звук [л], произносить его в разных позициях в словах, словосочетаниях, предложениях;
- владеют фонематическим анализом, синтезом, представлением;
- умеют ориентироваться на плоскости с материками;
- владеют умением работать в команде.
Длительность занятия -30 минут
1. Организационный момент. (Звучит музыка Чайковского «Декабрь») Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Слышите музыку? Это волшебный зимний месяц декабрь приглашает нас в свои владения. Я предлагаю вам послушать красивое стихотворение. Повторяйте за мной движения.
2. Работа со стихотворным текстом.
Берёза
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Сергей Есенин
Эти строки, ребята, написал замечательный русский поэт Сергей Есенин. О каком времени года говорит он в своем стихотворении? (о зиме). Какие слова вам помогли узнать Зимушку - зиму?
3. Развитие продолжительного выдоха.
Отлично, молодцы! Как вы относитесь к тому, чтобы мы вместе побывали в разных сказочных местах? Но чтобы зима нам позволила отправиться в увлекательное путешествие, нам нужно распушить ее мягкую перину. А она не простая, она снежная, значит состоит из…. (снежинок). Нам нужно набрать носом побольше воздуха и через рот длительно дуть, чтобы в перине Зимушки не осталось ни одного комочка…
4. Артикуляционная гимнастика.
Вы настоящие молодцы! Ребята, в путешествие мы отправимся не одни нам поможет знакомый вам звук Л. Чтобы его красиво говорить, надо сделать гимнастику для язычка: «Индюк», «Варенье», «Качели».
5. Автоматизация звука Л в слогах
Лиза ну-ка, попробуй красиво посчитай снежинки со слогом ЛА и т. д.
Ну, что же теперь мы по праву становимся легкими и прекрасными, разными и сверкающими снежинками, можем лететь куда захотим… Полетим? (Да)
6. Координация речи с движениями
Я летаю! Я сверкаю!
И кружусь, кружусь, кружусь!
И танцую вместе с ветром
И на землю не вернусь!
Пусть же ветер, вьюга, мгла
Мне покажут чудеса.
7. Развитие речевого слуха, внимания, памяти
На свете много островов
Так много, что не счесть…
А вот больших материков
Мы насчитаем шесть.
Логопед перечисляет все материки.
И на каждом материке живет своя сказка. (крутим полотно с материками) Куда же мы с вами прилетели?
Ребята, мы попали в Австралию (жара, пустыня, горы!
В далёкой и тёплой стране Австралия жили были два попугая Лада и Лука.
Как-то однажды они услышали очень интересную легенду от старого попугая АРА, о том, что в далёкой-далёкой стране России есть такой волшебный праздник, называется «Новый год», ёлка, Дед Мороз, подарки.
Маленькие попугайчики очень захотели этот праздник и полетели на северный плюс искать Деда Мороза. Чуть не замерзли, их обогрела добрая Снегурочка.
8. Развитие фонематического анализа.
Пока ждали дедушку Снегурочка предложила поиграть.
Ребята, положите в кармашек к Ладе картинки, где звук Л в начале, а к Луке, где звук Л в конце.
Пришел Дедушка Мороз, немного подумал и предложил попугайчикам сделать свой Австралийский Новый год:
- Вместо ёлки можно нарядить пальму, потому что ёлок в Австралии нет. А в место ледяных горок можно сделать горки на воде, потому что снег - это просто замерзшая вода, а так как в Австралии очень жарко, то снег растает и всё равно превратится в воду. Снеговика можно построить из песка, а коньки заменить роликами. И самое главное, нужно верить в чудо и тогда я обязательно приду к Вам.
С этими словами Дед Мороз стукнул своим посохом о ледяной пол и Лада с Лукой очутились дома. Они рассказали все жителям Австралии о своём путешествии и сделали все как сказал Дед Мороз. Утром каждый, кто верил в чудо, обнаружил у себя под пальмой подарок от Деда Мороза с надписью "Привет с северного полюса".
Лада с Лукой все равно очень мало знают о нашей русской зиме, давайте им расскажем больше.
9. Развитие лексического строя речи, логического мышления, речевого слуха (подбор антонимов)
Дидактическая игра «Да и нет» (с мячом)
Логопед предлагает фразы, а ребёнок определяет, бывает это зимой или нет:
Зимой идет снег.
«Снег черный. –Нет, снег белый.»
«Снеговик горячий. –Нет, снеговик холодный.»
«Зимой люди купаются в реке.»
«Зимой катаются на велосипеде»
«Зимой люди надевают шубы.»
«Медведь ест малину зимой. –Нет, медведь зимой впадает в спячку.»
«На катке катаются на лыжах. –Нет, на катке катаются на коньках.»
«Зимой заяц ходит в рыжей шубке. –Нет, …в белой.»
«Зимой идет дождь. –Нет, …. снег.»
10. Координация речи с движениями
Я летаю! Я сверкаю!
И кружусь, кружусь, кружусь!
И танцую вместе с ветром
И на землю не вернусь!
Пусть же ветер, вьюга, мгла
Мне покажут чудеса.
11. Развитие слухового внимания.
И мы попали с вами на континент Северная Америка. На этом континенте первыми начали жить викинги, затем его открыл Колумб. В Северной Америке температура в отдельных местах может достигать + 57 градусов, а самая длинная река – это Миссисипи. Чем же встречает нас этот континент? (Угадайте) Правильно это песня «В лесу родилась елочка», исполняется она на языке индейцев лакота.
12. Автоматизация звука Л в словах.
Индейцы очень любопытный народ и приготовили для вас много заданий, попробуем выполнить? Ребята, только внимание! Нужно везде правильно проговаривать звук Л, постараемся?
(работа с карточками)
13. Окончание занятия. Какие вы молодцы! Нам пора возвращаться домой!
Все закрываем глазки:
Раз, два, три, ты метель домой неси,
Возвратимся в детский сад,
Где друзьям я очень рад.
Ребята, где мы сегодня побывали? Какие континенты вам запомнились? Какие задания были сложными? Что понравилось?