Валерия Фокина
Разработка по использованию пособия «Море волнуется»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Согласно требованиям ФГОС ДОУ речевое развитие включает развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, что, в свою очередь, обуславливается сформированной слоговой организацией речи воспитанника.
Слоговая организация речи ребенка связана с его речевым развитием. Доказано, что фактором, сдерживающим нормативное развитие устной речи детей, а также причиной, тормозящей процесс овладения коммуникативными навыками, является ошибочное слоговое оформление речи детей [1; 2].
Темочки:
Актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова, ведь часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. Одно из требований красиво звучащей речи – правильная ритмико-слоговая структура слова. Ритмико-слоговая структура слова – ритмическая последовательность ударных и безударных слогов в слове, расположенных в определенной последовательности и обладающих семантикой [6]. Под овладением слоговой структурой слов следует понимать усвоение нужного адекватного количества слогов в слове.
Любой двигательной деятельности присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, является основой для овладения звуко-слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением, ускоряет развитие других лингвистических способностей.
Ритмические способности ребенка обеспечиваются деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Совершенствование межанализаторных связей создает базу для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи [5]. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов.
Одним из актуальных приемов, обеспечивающим включение зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов является использование визуально-ритмических рядов.
Визуально-ритмическии ряд способствует :
развитию чувства ритма;
развитию слухового, зрительного и пространственного восприятия;
развитию мелкои моторики;
развитию фонематического слуха;
развитию артикуляционнои моторики;
автоматизации и дифференциации нарушенных звуков;
коррекции слоговои структуры слова;
запуску речи;
развитию связнои речи.
Цель: развитие чувства ритма, совершенствование умения запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными, цепочки слогов со стечением согласных. Формирование слоговой структуры слова, силы голоса, координированных движений пальцев рук, автоматизация и дифференциация звуков и слогов, развитие фонематических процессов, межполушарного взаимодействия.
Оборудование: дорожка из камешков Марблс, дорожка из ракушек, дорожка из помпонов «Забавные пушистики», карточки с буквами, набор карточек «Один-много», плоскостная рыба из фетра с накладными кармашками, магнитная доска, маркеры, магниты, магнитная азбука.
Последовательность при выкладывании рядов может быть простая (один –один) и сложная (один – два, два – один; три – два, два – три и т. п.). Элементарная последовательность показывает умение ребенка составлять слова первои слоговои структуры. Если ребенок сможет правильно сделать заданную последовательность, значит, он созрел для того, чтобы соединять элементарные слоги («по-ка», «Пе-тя», а также переключать внимание с одного слога на другои. После усвоения структуры 1:1 можно усложнять задания, предоставив для выполнения структуру 1:2, далее 2:1.
Составляя визуально-ритмическии ряд визуальные обозначения могут быть разнообразными. Картинки и предметы можно подбирать с уче том изучаемои в настоящии момент лексическои темы. Необходимо развивать понимание, что каждыи элемент в ряду зависит от другого так же, как слоги в слове и артикуляция каждого звука.
Далее мы рассмотрим игры, которые может включить в структуру занятий, как учитель-логопед, так и воспитатель. Использовать визуально-ритмические ряды нужно по усложнению.
На уровне звукокомплексов.
1. Цель. Соотносить звукоподражания голосам животных, птиц, бытовым шумам с движениями пальцев рук.
Ход игры. Вариант 1. Ребенок воспроизводит ритмические координации звукоподражаний и движений с наращиванием ряда, фиксацией количества движений и звукоподражаний (топ-топ-бух).
Вариант 2. Ребенок воспроизводит ритмические координации, соотнося характер движения с интонацией произносимых звукоподражаний. Например: кошечка («мяу») — мягкие поглаживающие движения пальчиком; корова («му») — интенсивные постукивающие движения.
Упражнение для развития посодической стороны речи.
Вариант 3. Логопед предлагает ребенку послушать стихотворный текст: «Большие ноги идут по дороге: ТОП-ТОП-ТОП; маленькие ножки идут по дорожке: топ-топ-топ». Первую часть фразы он произносит громким голосом, вторую — тихим. Повторяя этот текст несколько раз, подключаем движения пальцев – шагаем по дорожкам.
На уровне звука.
2. Ход игры: на наборном полотне «Рыба» размещают буквы или картинки для дифференциации звуков. Ребенку предлагается дать сравнительную характеристику этих звуков и подобрать соответствующие картинки.
Затем «шагая» пальчиками по дорожке из ракушек произносить соответствующие звуки А-У, или на дифференциацию З - Ж (варианты могут быть различные. «Шагая» пальчиками по дорожке «Забавные пушистики» ритмический рисунок меняется ( например: ссш-ссш и т. д.)
На уровне слога.
3. Ход игры: ребенку предлагается «пробежать» пальчиками по дорожке, проговаривая определенные слоги.
Вариант 1. Вначале тренировка ритма отрабатывается:
на прямых слогах (ба, ма, на);
на обратных слогах (от, уп, ам);
на закрытых слогах (мак, кот, бух);
на прямых и обратных слогах с твердыми и мягкими согласными.
Вариант 2. Соотносить ритм движений с речевым ритмом. Ребенку предлагается проговаривать цепочку слогов, соблюдая условие: проговаривать слоги со звуком «а» и слоги со звуком «у», шагая по дорожке из камешков Марблс или по дорожке из ракушек, а) па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу;
Проговаривать слоги с заданными звуками, шагая по дорожке из помпонов «Забавные пушистики (па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу)
Соответственно с усложнением на дифференциацию а) ра-ря, ра-ра-ря. ; б)са-ша, са-ша, са-са-ша. и т. д.)
Все слоги необходимо произносить в замедленном темпе. На следующем этапе отрабатываются слоги со стечениями согласных в следующеи последовательности:
открытые и закрытые (гна-анг, мна-амн);
с оппозиционными согласными (фты-фти, спа-зба);
цепочки слогов (вна-вно-вну);
слоги со сменои позиции согласного (мно-нмо, нку-кну)
На уровне слова.
4. Цель: развитие чувства ритма, формирование слоговои структуры слова, автоматизация и дифференциация звуков.
Ход игры. Ребенку предлагают выложить визуально-ритмическии ряд (для этого можно использовать камешки, ракушки, бусы, пуговицы) : синии, красныи, синии – продолжи ряд. Если последовательность составлена верно, нажимаем указательным пальцем на камешек. Например, синии – слог «ва», красныи – «ня». «Ва-ня, ва-ня, ва-ня, ва-ня» и т. д. Можно брать и другие слоги: «па-пе», «На-та».
Для изучения лексических тем.
5. Цель: Обогащение словарного запаса и развитие лексико-грамматических категорий у детеи через развитие чувства ритма, слухового и пространственного восприятия.
Ход игры. Вариант 1. На наборном полотне «Рыба» размещаем картинку/ картинки, характеризующие изучаемую лексическую тему, а ребёнок, шагая по дорожке из камешков Марблс или по дорожке из ракушек, называет соответствующие теме слова (фрукты, посуду, домашних животных и др.)
Варинат 2. «Шагая» пальчиками по дорожке «Забавные пушистики» ребёнок называет слова в единственном и множественном числе ( односложные и двусложные: кот, ко-ты; дом, до-ма). Слова педагог подбирает заранее, в соответствии с темой и возможностями ребёнка.
Таким образом, развитие ритмических способностеи является важным компонентом по формированию фонетико-фонематической системы речи, слоговои структуры слова у детеи, а включение в структуру занятий визуально-ритмических рядов делает процесс усвоения ритма более увлекательным и результативным.
Используя данное пособие, можно развивать просодику (силу голоса, громкость, интонацию, высоту, темпо-ритмический рисунок слов, речевое дыхание.
Список используемой литературы :
1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Спб. : Детство-Пресс, 2009. 48 c.
2. Большакова С. Е. Формируем слоговую структуру слова. М. : ТЦ Сфера, 2019. 32 с.
3. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2019. 56 с.
4. 8 Голубева Г. Г. Преодоление нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников: Учебно-методическое пособие. СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. 175с.
5. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедическои практике / Г. В. Дедюхина. – М. : Аи рис-пресс, 2006. – 64 с.
6. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М. : Просвещение, 1961. 270 с.