Алёна Сахно
«Использование нетрадиционных техник в изодеятельности для развития детского творчества». Рабочая программа на 2014–2015 год
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по теме: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества» на 2014 – 2015 учебный год
Разработчик: Сахно Алёна Викторовна
Должность: воспитатель МКДОУ д. с. «Теремок» с. Родино Родинского района Алтайского края
Пояснительная записка.
Публикация «„Использование нетрадиционных техник в изодеятельности для развития детского творчества“, Рабочая программа на 2014–2015 год» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Конституция РФ.
4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении 2012 г.
5. СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26
6. Закон Алтайского края от 07.10.2009 № 71-3С «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае».
7. Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае» на 2011-2015г.
8. Устав МКДОУ д. с. «Теремок».
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Направленность программы.
Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.
Причины создания программы.
Основной причиной для создания программы явилась необходимость интегрированного подхода в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Новизна программы заключается в реализации системы воспитания и обучения на базе ДОУ детей, способных к использованию многообразных нетрадиционных техник в самостоятельной творческой деятельности.
Актуальность:
Рабочая программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.
При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.
Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.
Цель:
Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
3. Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.
4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
5. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Реализация программы рассчитана на 36 календарных недель и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 6-7 лет – 30 мин, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.
Форма и методы реализации программы:
-Групповая и индивидуальная работа с детьми;
-Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
-Тематические развлечения;
-Мастер-классы с педагогами и родителями;
-Консультации для родителей и педагогов;
-Родительские собрания с использованием ИКТ;
-Публикация информации на сайте ДОУ;
-Оформление предметно-окружающей среды.
Принципы организации:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
-учёт возрастных и психологических особенностей детей;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- игровая форма подачи материала;
-сотрудничество Организации с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Методическое обеспечение программы:
Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:
– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);
– игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Предполагаемый результат реализации программы:
В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие интерактивные качества:
Инициативность;
Самостоятельность;
Любознательность;
Наблюдательность;
Воображение, фантазия, образное мышление;
Творческие способности;
Склонность к экспериментированию;
Способность к принятию решений.
Работа с детьми
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе (на 2014-2015 год)
Сентябрь
1. Подсолнух (Рисование пальчиками)
2. Летний луг (Рисование донышком от бутылки)
3. Бабочки, которых я видел летом (Монотипия)
4. Укрась платочек (Рисование пальчиками, оттиск пробкой)
Октябрь
1. Ежики (Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой)
2. Анютины глазки (Ниткография)
3. Осенние листья (Тиснение)
4. Птички клюют ягоды (Рисование пальчиками, оттиск пробкой)
Ноябрь
1. Кораблик в море (Набрызг)
2. Первый снег (Рисование пальчиками, оттиск печатками)
3. Два петушка ссорятся (Рисование ладошкой)
4. Ночной город (Граттаж на цветной основе)
Декабрь
1. Весёлые котята (Рисование ладошкой)
2. Город на реке (Монотипия)
3. Снежинки (Рисование солью)
4. Укрась елочку бусами (Рисование пальчиками, оттиск пробкой)
Январь
1. Мои рукавички (Оттиск печатками из картофеля, пробкой)
2. Портрет» зимы (Восковые мелки, акварель, черный маркер)
3. Ёлочка пушистая (Рисование крупой)
4. Белочка (Ниткография)
Февраль
1. Снеговик (Комкание бумаги, скатывание)
2. Моя любимая Чашка (Оттиск пробкой, печаткой из картофеля)
3. Волшебные превращения верёвочки (Ниткография)
4. Деревья в инее (Рисование крупой)
Март
1. Открытка для мамы (Рисование пальчиками)
2. Мои любимые домашние животные (Тычок жесткой полусухой кистью)
3. Весеннее солнышко Рисование ладошками
4. Букет в вазе Выдувание
Апрель
1. Звездное небо (Набрызг, печать поролоном по трафарету)
2. Волшебные картинки (Рисование свечой)
3. Мы рисуем, что хотим (Разные)
4. Подснежники (Влажная салфетка)
Май
1. Как я люблю одуванчики (акварель, обрывание, тычкование)
2. Цветочек радуется солнышку (Печатание печатками из картофеля)
3. Моя любимая игрушка (Витраж)
4. Итоговая выставка рисунков за год
Работа сродителями
Календарно-тематическое планирование работы с родителями на 2014 – 2015 год
Сентябрь
«Методы нетрадиционного рисования» (Консультация для родителей в приёмной)
Октябрь
«Необычное рисование, как один из способов развития творческих способностей дошкольника» (Информация на сайте ДОУ)
Ноябрь
«Алло, мы ищем таланты…» (Конкурс совместных творческих работ с детьми)
Декабрь
«Город на реке» (Открытый просмотр НОД)
Январь
«О важности развития образного мышления и формирования графических навыков перед школой» (Родительское собрание с использованием ИКТ)
Февраль
«Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» (Буклеты)
Март
«Волшебство на кухне» (Мастер-класс)
Апрель
«День Космонавтики» (Выставка совместного творчества детей и родителей)
Май
«Мы рисуем в детском саду» (Стенгазета)
Работа с педагогами
Календарно-тематическое планирование работы с педагогами на 2014–2015 год
Сентябрь
«Взаимосвязь нетрадиционного рисования и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками» (Публикация статьи в краевом журнале «Звёздочка наша» и на сайте ДОУ)
Октябрь
«Многообразие возможностей» (Участие в районном конкурсе творческих работ детей дошкольного возраста)
Ноябрь
Презентация на тему: «Развитие творческих способностей у детей через нетрадиционные техники рисования» (Выступление на педагогическом совете)
Декабрь
«Весёлые котята» (Открытый просмотр НОД)
Январь
«Наряд красавицы Зимы» Тематический досуг (совместная работа с музыкальным руководителем)
Февраль
«Радужный мир» Совместный педагогический проект (разработка проекта)
Март
«Радужный мир» Совместный педагогический проект (реализация проекта)
Апрель
«Необычный аквариум» (рисование мыльными пузырями (Мастер-класс для педагогов)
Май
Анализ работы ладошек за год (Выступление на итоговом педагогическом совете).
Литература.
1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.
4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.