Тугуз
Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Авторитет – это одно из важнейших условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребёнка всем образом жизни. Если родители добрые, отзывчивые, заботливые, внимательные семья сплочена общими трудовыми обязанностями, то такая семья положительно влияет на воспитание детей. Большинство родителей понимают значение авторитета в деле воспитания. Но как завоевать авторитет у ребёнка знают далеко не все родители.
Публикация «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка» размещена в разделах
Так что же такое авторитет родителей? Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Авторитет – это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию. В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства любви, сопереживания, радости. Добрые чувства побуждают ребёнка к действию, развивают в нём активность, отзывчивость, жизнерадостность. Если отношения между родителями не сложились, в семье возникают ссоры, взаимные упрёки на глазах детей, то авторитета у родителей в такой семье не бывает. Если у отца или у матери нет авторитета, то такой сильный воспитательный эффект, как любовь к детям, теряет силу. Непризнание влияния родителей выражается обычно в невыполнении ребёнком требований, в непослушании. Начинается открытая или скрытая борьба с ребёнком, в которой родители, как правило, постепенно сдают позиции. Такую ситуацию можно видеть, к сожалению, часто. Они говорят, что ребёнок «сел на голову». Бывают и такие семьи, в которых практикуется другой стиль воспитания – родители начинают применять физическую силу. Сила отрицательного воздействия такого приёма общеизвестна. Как быть? Заслужить авторитет у детей очень сложно, искусственность поведения родителей ребёнок чувствует очень тонко. Невозможно вызвать у ребёнка чувство уважения к себе, навязывая ему свои позиции: «Я – твоя мать» или «Я – твой отец». Такие призывы не получают отклика в душе ребёнка. Например, если отец не выполняет свои обещания. это демонстрация того, как отец, требуя уважения к седее, элементарно не уважает сына. Положительные результаты приносит только авторитет, основанный на уважении. Он складывается из мелочей. Вчера пообещал – забыл, сегодня было недосуг, завтра будет срочное дело. Пока представления ребёнка ограничены. Но постепенно в его сознание будут входить такие понятия, как верность долгу, своему слову, ответственность за близких людей и т. д. А пока мерилом всех ценностей для него являются слова и поведение отца и матери. Поэтому так важно взрослым предъявлять к себе высокие требования. С обещаниями нужно быть особенно осторожными. Даже единожды невыполненное обещание нужно суметь объяснить. Дети в дошкольном возрасте не всё ещё могут понять, но придёт время, и они начнут переоценивать ценности и ясно осознают, за что можно уважать отца и мать, за что – нет.
Если родители обсуждают между собой события текущей жизни, дела на работе и дома, это имеет большое значение в воспитании ребёнка. Но нельзя забывать о том, что обсуждение должно носить оптимистический характер. Если родители говорят ребёнку о честности, порядочности, справедливости, красоте, а в результате в разговорах между взрослыми или в оценке происходящего ребёнок слышит другое, то наставления их будут напрасны. Воспитательной силой обладает лишь слово, подкрепленное делом, положительным примером.
Родителям кажется, что ребёнок ещё мал, чтобы понимать то. что говорят взрослые. Однако дети даже младшего возраста, занимаясь своими делами, реагируют на разговор взрослых. Если они не всегда понимают содержание сказанного, то всегда улавливают отношение к тому или иному событию, явлению, человеку. Если родители небезучастны к беде соседей, не осуждают друзей, стремятся им помочь, то дети уважают родителей, стараются быть на них похожими. Однако нельзя рассчитывать на то, что, видя только положительные примеры старших, Пассивное восприятие примера взрослых не создаёт у ребёнка стремления к подражанию, необходимы условия для постоянных упражнений в добрых поступках, для накопления представлений об отзывчивости, доброте, порядочности.
Положительно влияет на авторитет родителей их совместный с ребёнком труд по обслуживанию и организации семейного быта, в котором каждый имеет свои обязанности. В процессе труда выявляются отношения друг с другу, к работе, к труду рядом работающего. Благоприятно воздействует на детей праздничные хлопоты по уборке квартиры, приготовлению праздничного обеда, встрече гостей.
Умение с пользой для всей семьи проводить свободное время – большое искусство. Оно также даёт положительные результаты, укрепляя авторитет родителей в совместных праздниках, походах в лес, посещениях кинотеатра и цирка, в общих играх и развлечениях, домашних концертах. Психологами доказано, что общение взрослых с ребёнком достигает своей цели в том случае, если старшие члены семьи понимают его мотивы, интересы и потребности. Ребёнок в таких условиях предрасположен к воспитательному воздействию взрослых. Он чувствует себя равноправным членом семейного коллектива, где его не только понимают, но и приобщают к семейным делам, делят с ним радости и заботы.
В дошкольном возрасте ребёнок мыслит образами, звуками, чувствами. Основной формой деятельности для него является игра, в которой наиболее характерно проявляются эмоциональная сфера ребёнка, его возрастные особенности, а основным средством воспитания в в игре – слово взрослого.
Нередко встречаются родители, которые любят назидания, утомительные беседы. Излишнее морализирование приводит к тому, что слово, как средство воспитания теряет силу. Уместная шутка, отвлечение ребёнка от нежелательного действия заменяют нотации, окрики, бесконечные запреты.
Вредны в воспитании как подчёркнутая холодность в отношениях с ребёнком, так и чрезмерные излияния любви. В первом случае ребёнок чувствует свою неполноценность, во втором – чувствует себя кумиром, которому все поклоняются. Совершают ошибку и те родители, которые воспитывают по принципу «будешь слушаться – куплю». В таких семьях идё т купля-продажа отношений: «Ты - мне, я - тебе». Успех такого воспитания сомнителен.
Воспитание – это творческий процесс, поэтому необходимо постоянно думать, искать пути воздействия на своего ребёнка. Нередко родители разговаривают с сыном или дочерью раздражительным тоном, а подчас допускают и оскорбления. Этим они воспитывают в них грубость и подавляют в них волю. Дошкольник ещё не способен анализировать поведение отца или матери и принимать решение, каким чертам характера родителей ему стоит подражать, а какие – не замечать. Он перенимает поведение, манеру говорить, жесты. Ребёнок подражает и хорошему, и плохому.
Иногда от родителей можно услышать, что сегодня такая жизнь, что не следует ребёнка учить доброму, иначе ему будет трудно в жизни. Зло, как правило, не рождает добро. Он порождает зло. Следовательно, исходная точка добра и зла заключена в нас самих, во взрослых членах семьи.
Если родители понимают интересы ребёнка, то их авторитет повышается. Этому служат наши ответы на многочисленные детские «почему?». Частенько мы не вдумываемся в их содержание. Иногда отвечаем необдуманно. Правильно поступают те родители, которые терпеливо объясняют, удовлетворяя детскую любознательность. Это укрепляет авторитет родителей. От ребёнка необходимо требовать внимания и заботы к каждому взрослому, создавая для этого условия.
Итак, авторитет взрослых зависит от нас самих. Оно заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим, к воспитанию своих детей.