Евгения Голикова
Аутостимуляции «Что это и как с ними справиться»
▼ Скачать
Аутостимуляция (стимминг) — это повторяющиеся действия, которые человек выполняет для того, чтобы успокоиться или получить удовольствие. Такие повторяющиеся движения часто демонстрируют дети и взрослые с расстройствами аутистического спектра (РАС) и аутизмом. Некоторые виды аутостимуляций включают раскачивание тела, хлопанье руками, кручение предметов, махание руками перед глазами, щелканье пальцами и другие подобные действия.
Публикация «Аутостимуляции „Что это и как с ними справиться“» размещена в разделах
Одна из основных причин аутостимуляций – это трудности, возникающие у ребенка при обработке сенсорной информации, которая поступает из окружающей среды. Мозг ребенка может быть перегружен полученной информацией, в следствие чего он бессознательно использует аутостимуляции, которые способствуют уменьшению негативных эмоций и снятию стресса.
Работа с детьми, склонными к аутостимуляциям, требует индивидуального подхода. Важно понимать, что аутостимуляции помогают этим детям справляться со стрессом и тревожностью, поэтому нельзя резко и полностью запрещать им эти действия. Родителям и педагогам необходимо попытаться понять, какие стимулы вызывают эти реакции, и найти альтернативные способы успокоения. Например, вместо раскачивания тела можно предложить ребенку мягкий мяч, который он мог бы его качать, или игрушку, которую можно крутить в руках. Важно создать для ребенка спокойную и предсказуемую среду, избегая резких звуков и яркого света, которые могут вызывать стресс и беспокойство.
Работа с детьми с аутизмом и РАС, которые имеют тенденцию к аутостимуляциям, требует использования специальных педагогических методов и приемов. Вот некоторые из них:
1. Создание безопасной и предсказуемой среды. У детей с аутизмом и РАС часто возникают проблемы с адаптацией к новым условиям, поэтому важно создавать стабильную и предсказуемую обстановку. Это поможет снизить уровень тревожности и стресса, которые могут провоцировать аутостимуляции.
2. Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален, и работа с ним должна строиться исходя из его индивидуальных особенностей. Важно учитывать предпочтения и интересы ребенка, чтобы подобрать наиболее эффективные методы и приемы обучения.
3. Поведенческая терапия. Эта методика направлена на изменение поведения через положительное подкрепление и систему поощрений. При этом необходимо четко определить цели и задачи, а также использовать структурированные программы.
4. Визуальная поддержка. Многие дети с аутизмом лучше воспринимают информацию визуально, поэтому использование картинок, схем и графиков может значительно облегчить процесс обучения.
5. Регуляция сенсорной нагрузки. У детей с аутизмом часто наблюдается повышенная чувствительность к определенным видам сенсорной информации. Поэтому важно обеспечивать комфортную среду и регулировать количество сенсорных стимулов, чтобы избежать перегрузки.
6. Арт-терапия. Этот метод позволяет выразить чувства и эмоции через искусство. Дети могут рисовать, лепить, играть на музыкальных инструментах или заниматься танцами.
7. Трудотерапия. Этот вид терапии направлен на развитие моторных навыков и координации движений. Он включает в себя упражнения на развитие мелкой моторики, крупной моторики и общей физической активности.
Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и подход к нему должен быть соответствующим. Комбинирование различных методов и приемов позволит достичь наилучших результатов в работе с детьми с аутизмом и РАС.