Умалаева Аймисей Нажмудиновна
Артикуляционные сказки по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционные сказки по лексическим темам:
По мнению физиолога Е. Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему логопеду так важно обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать к изученным ранее упражнениям. Здесь на помощь может прийти сказка.
К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно в логопедических группах, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать уменья. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения объедены в небольшие сказки и показать детям, что артикуляциаонная гимнастика может быть очень полезна и интересна.
Эти сказки могут быть использованы на лого часы в соответствии с изучаемой лексической темой.
ТЕМА: «Фрукты»
«Фруктовые истории»
В одном фруктовом саду росли сладкие яблоки, груши. Что ещё могло расти в саду? (ответы детей) и кислый лимон (мимическое упражнение). Они все росли на фруктовых деревьях (логоритмическое упражнение - показ «Дерево»: ноги на ширине плеч руки подняты ладонями вверх). Осенью все фрукты собрали и сварили вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»). А вечером, когда часы показывали 8 (упражнение «Часики», все собирались и пили чай из чашек (упражнение «Чашечка») с вишневым, яблочным (ответы детей) вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Потом чистили зубки (упражнение «Почистим зубки») и ложились в свои кроватки (упражнение «Послушный язычок»).
«Сказка про Язычек -веселичок»
Жил – был Язычек -веселичок, он был веселый и озорной, а жил он в доме за белым забором. Догадались ребята? Язычек -веселичок – это ваш язычок, который помогает вам общаться и разговаривать. Белый забор – это зубки (упражнение «заборчик», а дом его – это ваш ротик. Часто Язычек -веселичок смотрел в окошко (упражнение «Окошечко»). Он был веселый, когда светило яркое большое солнышко (упражнение «Улыбка»). Язычек -веселичок любил греться на солнышке (упражнение «Блинчик»). А ещё любил играть в футбол (упражнение «Загони мяч в ворота», любил качаться на качелях (упражнение «Качели», кататься с горки (упражнение «Горка»). Вечером усталый Язычек -веселичок возвращался домой и ложился спать в свою постельку (упражнение «Послушный язычок»), все упражнения выполняются возле зеркала.
ТЕМА: Перелетные птицы
«Птенчики»
Наступила весна. Птицы стали прилетать, петь в лесу и щебетать. Какие птицы возвращаются с юга? (Ответы детей) Жили – были маленькие птенчики (упражнение «Птенчики», язык спокойно лежит в полости рта). Жили они в гнезде (упражнение «Чашечка», мама кормила их язычком (упражнение «Иголочка», после еды они пили водичку (упражнение «Трубочка» на вдохе). По утрам птенцы учились петь (Пропевание гласных звуков: «А… О… У… И… Ы… Э) и летать (упражнение для пальцев рук «Птичка»,большие пальцы скрестить, взмахи ладонями). Вечером птенцы возвращались в гнездо (упражнение «Чашечка») и ложились спать (упражнение «Птенчики»).
ТЕМА: Весна
«Прогулка Язычек -веселичок на весеннюю полянку»
Логоритмическое упражнение «Солнышко»
Солнышко проснулось, потянулось.
Распустились листочки,
Появились листочки.
Да и ты не зевай,
Щёчки солнцу подставляй!
Открыл Язычек -веселичок двери в своем домике (упражнение «Окошечко», спустился по ступенькам (упражнение «Ступени») и выбежал на улицу (упражнение «Лопаточка»). Одел на ножки сапожки и стал шлепать по лужам (самомассаж языка: пошлепывание губами). Побежал Язычек -веселичок на весеннюю полянку и увидел ручеёк, сделал он лодочку (упражнение «Парус») и стал пускать её по ручейку (упражнение «подуй на язычок»). На полянке ярко светило солнышко. Погрелся Язычек -веселичок на солнышке (упражнение «Лопаточка») и довольный отправился домой (упражнение «Улыбка»).
ТЕМА: Домашние животные
«Как котенок научился шипеть»
Однажды маленький котенок встретил во дворе щенка. Щенок громко лаял и рычал,как взрослый пес: «Р. Р…Р…».Котенок тоже хотел научиться защищаться и шипеть: «Ш…Ш…Ш…». И щенок рассказал, как он долго учился и тренировался. «Я тоже буду учиться и тренироваться» - отвечал котенок. И стал каждый день выполнять упражнения для язычка: «Птенчики», «Лопаточка», «Чашечка», «Трубочка», «Змейка», «Почистить зубы», «Вкусное варенье», «Оближем губки», «Лошадка», «Гармошка», «Грибок», «Фокус».
ТЕМА: Мой дом
«Веселый дом Говориша»
Говориша дом закрыт (упражнение для пальчиков). Дом он свой открывает, в этот домик приглашает. В веселом доме есть окно (упражнение «Окошечко»). Говориш часто смотрит в него. В доме есть ступеньки (упражнение «Ступеньки»). Говориш пошел гулять, по ступенькам стал шагать. Прыгнул он сначала на первую ступеньку (широким языком обнимается верхняя губа, а затем на вторую (широким языком обнимается верхние зубы, на третью (кончик языка у верхних бугорков альвеол). В домике Говориша есть стенки (узким языком «погладить» внутри правую, левую щеку). Говориш любит наводить порядок в своем доме (упражнение «Маляр).
Красить комнаты пора.
Приглашаем маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру красить потолок
Язычком помогаем.
А после уборки он поет песни: дин – дон, дин – дон, бом – бом, бом – бом.
ТЕМА: Дикие животные
«Мишка – сластена»
Мишка по лесу гулял
И малину собирал.
Собирал её в лукошко (упражнение «Чашечка»,
И шагал он по дорожке:
(пошлепывание губами по язычку «пя- пя-пя»).
Отдохнуть решил немножко (упражнение «лопаточка»).
Посмотрел по сторонам (упражнение «Часики») –
И грибочки увидал (упражнение «Грибок»).
На полянку он пошел
И друзей себе нашел.
(Как вы думаете кого он мог встретить в лесу)
Угостил там всех медком,
Вкусным, вкусным пирогом (упражнение «Вкусное варенье»).
Звери пели (пропевание гласных А,О,У,И, веселились
(упражнение «Улыбка»).
И до вечера резвились.
(логоритмическое упражнение под музыку : «Имитация движений –изобрази животное)
Мишку все благодарили
И спасибо говорили!
ТЕМА: Профессии
«Как Говориш учился строить дом»
Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Проснулся утром Говориш
И решил построить новый дом.
Молотком стучал: тук – тук
(упражнение для пальцев рук: руки в кулачках, удары рука об руку)
Забивал он гвозди (упражнение «Дятел: д… д…»,
Стены красил сверху вниз (упражнение «Качели»,
Делал пол и крышу
(упражнение для пальцев рук: пальцы обоих рук под углом драг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев)
Смастерил крыльцо повыше,
Три ступеньки сбоку (упражнение «Ступеньки»,
В доме сделал он окно
Загляденье просто (упражнение «Окошечко»!
Говориш построил дом,
Как уютно стало в нем!
ТЕМА: Животные жарких стран
«Говориш в Африке»
Прочитал Говориш сказку «Про Айболита» и решил сам посмотреть на зверей, которые обитают в жарких странах. Смотрел он на зверей и повторял все за ними:
Как веселые мартышки,
Улыбнитесь ребятишки (упражнение «Улыбочка»!
Губки вытяни вперед,
Это будет хоботок (упражнение «Хоботок»).
Хоботок как у слона,
Удержать его пора (под счет до 10).
Полосатые лошадки
Убегают без оглядки (упражнение «Лошадки»).
Вот удав шипит в кустах
(произнести делительно «ш…ш.»).
А за ним гипопатам,
Раздувает щеки (упражнение на дыхание)
Много там ещё зверей,
Посмотрите книжку.
ТЕМА: Грибы
«Говориш в лесу»
Отправился как то раз Говориш в лес. Взял с собой корзинку (упражнение «Чашечка»).По дороге в лес он встретил друзей: Толстечка (надуть щечки) и Худышку (щечки втянуть). Они веселились (упражнение «Улыбка») и катались на лошади (упражнение «Лошадка»). Пришел Говориш на лесную полянку, посмотрел по сторонам (упражнение «Часики», заглянул под листики и увидел там грибок (упражнение «Грибок»). Говориш набрал целую корзинку грибов. Дома Говориш помогал маме перебирать грибы. Мама ругала Говориша, когда попадались несъедобные грибы (пошлепывание по язычку: пя-пя-пя).
Беседа: Какие грибы можно собирать, а какие нет?