Приложение МААМ

Артикуляционные сказки по лексическим темам

Умалаева Аймисей Нажмудиновна
Артикуляционные сказки по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы

Артикуляционные сказки по лексическим темам:

По мнению физиолога Е. Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему логопеду так важно обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать к изученным ранее упражнениям. Здесь на помощь может прийти сказка.

К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно в логопедических группах, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать уменья. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения объедены в небольшие сказки и показать детям, что артикуляциаонная гимнастика может быть очень полезна и интересна.

Эти сказки могут быть использованы на лого часы в соответствии с изучаемой лексической темой.

ТЕМА: «Фрукты»

«Фруктовые истории»

В одном фруктовом саду росли сладкие яблоки, груши. Что ещё могло расти в саду? (ответы детей) и кислый лимон (мимическое упражнение). Они все росли на фруктовых деревьях (логоритмическое упражнение - показ «Дерево»: ноги на ширине плеч руки подняты ладонями вверх). Осенью все фрукты собрали и сварили вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»). А вечером, когда часы показывали 8 (упражнение «Часики», все собирались и пили чай из чашек (упражнение «Чашечка») с вишневым, яблочным (ответы детей) вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Потом чистили зубки (упражнение «Почистим зубки») и ложились в свои кроватки (упражнение «Послушный язычок»).

«Сказка про Язычек -веселичок»

Жил – был Язычек -веселичок, он был веселый и озорной, а жил он в доме за белым забором. Догадались ребята? Язычек -веселичок – это ваш язычок, который помогает вам общаться и разговаривать. Белый забор – это зубки (упражнение «заборчик», а дом его – это ваш ротик. Часто Язычек -веселичок смотрел в окошко (упражнение «Окошечко»). Он был веселый, когда светило яркое большое солнышко (упражнение «Улыбка»). Язычек -веселичок любил греться на солнышке (упражнение «Блинчик»). А ещё любил играть в футбол (упражнение «Загони мяч в ворота», любил качаться на качелях (упражнение «Качели», кататься с горки (упражнение «Горка»). Вечером усталый Язычек -веселичок возвращался домой и ложился спать в свою постельку (упражнение «Послушный язычок»), все упражнения выполняются возле зеркала.

ТЕМА: Перелетные птицы

«Птенчики»

Наступила весна. Птицы стали прилетать, петь в лесу и щебетать. Какие птицы возвращаются с юга? (Ответы детей) Жили – были маленькие птенчики (упражнение «Птенчики», язык спокойно лежит в полости рта). Жили они в гнезде (упражнение «Чашечка», мама кормила их язычком (упражнение «Иголочка», после еды они пили водичку (упражнение «Трубочка» на вдохе). По утрам птенцы учились петь (Пропевание гласных звуков: «А… О… У… И… Ы… Э) и летать (упражнение для пальцев рук «Птичка»,большие пальцы скрестить, взмахи ладонями). Вечером птенцы возвращались в гнездо (упражнение «Чашечка») и ложились спать (упражнение «Птенчики»).

ТЕМА: Весна

«Прогулка Язычек -веселичок на весеннюю полянку»

Логоритмическое упражнение «Солнышко»

Солнышко проснулось, потянулось.

Распустились листочки,

Появились листочки.

Да и ты не зевай,

Щёчки солнцу подставляй!

Открыл Язычек -веселичок двери в своем домике (упражнение «Окошечко», спустился по ступенькам (упражнение «Ступени») и выбежал на улицу (упражнение «Лопаточка»). Одел на ножки сапожки и стал шлепать по лужам (самомассаж языка: пошлепывание губами). Побежал Язычек -веселичок на весеннюю полянку и увидел ручеёк, сделал он лодочку (упражнение «Парус») и стал пускать её по ручейку (упражнение «подуй на язычок»). На полянке ярко светило солнышко. Погрелся Язычек -веселичок на солнышке (упражнение «Лопаточка») и довольный отправился домой (упражнение «Улыбка»).

ТЕМА: Домашние животные

«Как котенок научился шипеть»

Однажды маленький котенок встретил во дворе щенка. Щенок громко лаял и рычал,как взрослый пес: «Р. Р…Р…».Котенок тоже хотел научиться защищаться и шипеть: «Ш…Ш…Ш…». И щенок рассказал, как он долго учился и тренировался. «Я тоже буду учиться и тренироваться» - отвечал котенок. И стал каждый день выполнять упражнения для язычка: «Птенчики», «Лопаточка», «Чашечка», «Трубочка», «Змейка», «Почистить зубы», «Вкусное варенье», «Оближем губки», «Лошадка», «Гармошка», «Грибок», «Фокус».

ТЕМА: Мой дом

«Веселый дом Говориша»

Говориша дом закрыт (упражнение для пальчиков). Дом он свой открывает, в этот домик приглашает. В веселом доме есть окно (упражнение «Окошечко»). Говориш часто смотрит в него. В доме есть ступеньки (упражнение «Ступеньки»). Говориш пошел гулять, по ступенькам стал шагать. Прыгнул он сначала на первую ступеньку (широким языком обнимается верхняя губа, а затем на вторую (широким языком обнимается верхние зубы, на третью (кончик языка у верхних бугорков альвеол). В домике Говориша есть стенки (узким языком «погладить» внутри правую, левую щеку). Говориш любит наводить порядок в своем доме (упражнение «Маляр).

Красить комнаты пора.

Приглашаем маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру красить потолок

Язычком помогаем.

А после уборки он поет песни: дин – дон, дин – дон, бом – бом, бом – бом.

ТЕМА: Дикие животные

«Мишка – сластена»

Мишка по лесу гулял

И малину собирал.

Собирал её в лукошко (упражнение «Чашечка»,

И шагал он по дорожке:

(пошлепывание губами по язычку «пя- пя-пя»).

Отдохнуть решил немножко (упражнение «лопаточка»).

Посмотрел по сторонам (упражнение «Часики») –

И грибочки увидал (упражнение «Грибок»).

На полянку он пошел

И друзей себе нашел.

(Как вы думаете кого он мог встретить в лесу)

Угостил там всех медком,

Вкусным, вкусным пирогом (упражнение «Вкусное варенье»).

Звери пели (пропевание гласных А,О,У,И, веселились

(упражнение «Улыбка»).

И до вечера резвились.

(логоритмическое упражнение под музыку : «Имитация движений –изобрази животное)

Мишку все благодарили

И спасибо говорили!

ТЕМА: Профессии

«Как Говориш учился строить дом»

Все профессии нужны,

Все профессии важны.

Проснулся утром Говориш

И решил построить новый дом.

Молотком стучал: тук – тук

(упражнение для пальцев рук: руки в кулачках, удары рука об руку)

Забивал он гвозди (упражнение «Дятел: д… д…»,

Стены красил сверху вниз (упражнение «Качели»,

Делал пол и крышу

(упражнение для пальцев рук: пальцы обоих рук под углом драг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев)

Смастерил крыльцо повыше,

Три ступеньки сбоку (упражнение «Ступеньки»,

В доме сделал он окно

Загляденье просто (упражнение «Окошечко»!

Говориш построил дом,

Как уютно стало в нем!

ТЕМА: Животные жарких стран

«Говориш в Африке»

Прочитал Говориш сказку «Про Айболита» и решил сам посмотреть на зверей, которые обитают в жарких странах. Смотрел он на зверей и повторял все за ними:

Как веселые мартышки,

Улыбнитесь ребятишки (упражнение «Улыбочка»!

Губки вытяни вперед,

Это будет хоботок (упражнение «Хоботок»).

Хоботок как у слона,

Удержать его пора (под счет до 10).

Полосатые лошадки

Убегают без оглядки (упражнение «Лошадки»).

Вот удав шипит в кустах

(произнести делительно «ш…ш.»).

А за ним гипопатам,

Раздувает щеки (упражнение на дыхание)

Много там ещё зверей,

Посмотрите книжку.

ТЕМА: Грибы

«Говориш в лесу»

Отправился как то раз Говориш в лес. Взял с собой корзинку (упражнение «Чашечка»).По дороге в лес он встретил друзей: Толстечка (надуть щечки) и Худышку (щечки втянуть). Они веселились (упражнение «Улыбка») и катались на лошади (упражнение «Лошадка»). Пришел Говориш на лесную полянку, посмотрел по сторонам (упражнение «Часики», заглянул под листики и увидел там грибок (упражнение «Грибок»). Говориш набрал целую корзинку грибов. Дома Говориш помогал маме перебирать грибы. Мама ругала Говориша, когда попадались несъедобные грибы (пошлепывание по язычку: пя-пя-пя).

Беседа: Какие грибы можно собирать, а какие нет?

Публикации по теме:

Дидактические пособия по лексическим темамДидактические пособия по лексическим темам В своей профессиональной деятельности я активно пользуюсь программой "Конструктор картинок" от Мерсибо. Мне очень понравилась деятельность.

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе по лексическим темам Название темы: 1. Тема: «Сегодня дошколята, а завтра – школьники» «Вырасти большой» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: стоя.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 1 часть "Апельсин" Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один (показывают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционные сказки по лексическим темам
Опубликовано: 18 марта 2025 в 20:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционные сказки по лексическим темам» (включая файлы) размещена пользователем Умалаева Аймисей Нажмудиновна (УИ 315245) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 марта 2025 четверг
Воробьиный день!
Счастье не ищут, а делают!
Лягушачий праздник!
Земля - наш общий дом!
Учимся рассказывать!
21 марта 2025 пятница
Играем в театр!
Неделя театра!
Наурыз в 2025 году будут праздновать с 21 по 23 марта. Отмечают в Дагестане, Татарстане, Башкирии.
Передвижка о Татарстане
Всемирный день защиты лесов!
Путешествия в весенний лес
Изучаем свойства дерева!
Самый цветной праздник!
Слушаем Мусоргского вместе с детьми!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД