Инна Ненашева
Артикуляционная сказка «Теремок»
Цель: 1. Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата.
2. Развитие фонематического слуха.
Задачи: 1. Продолжать учить выполнять артикуляционные
упражнения для звука [с] в полном объеме.
2. Формировать длительную направленную воздушную
струю.
3. Упражнять в различении слов, близких по звучанию.
4. Учить определять наличие звука [c] в ряду звуков.
5. Закрепить название овощей, фруктов и соответствующие
обобщающие понятие.
Публикация «Артикуляционная сказка „Теремок“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
6. Продолжать учить образовывать относительные
прилагательные.
7. Развивать мимическую выразительность, память,
внимание, целостное восприятие, мелкую
моторику.
Предшествующая работа:
1. Рассказывание сказки «Теремок».
2. Отработка артикуляционных и дыхательных упражнений.
3. Работа над эмоциональной выразительностью с помощью пиктограмм.
4. Расширение и обогащение словаря по лексической теме «Овощи и фрукты».
Материал к занятию:
Книга со сказкой “Теремок” с иллюстрациями; карточки для упражнения ”Обед”: кастрюля (суп) - горох; салатник (салат) - морковь ; тарелка (пюре) – картофель; чашка (компот) – груша ; пироги – яблоко; предметные картинки (кость, сосиска, кастрюля); разрезная картинка с изображением овощей; пиктограммы; зеркала; одноразовые салфетки, мольберт.
Планируемые результаты:
Любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, овладевший необходимыми умениями и навыками, способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.
Ход:
1. Организационный момент
Л о г о п е д. Ребята, сегодня мы будем с вами вспоминать сказку. Посмотрите вокруг и определите, какая сказка сегодня пришла к нам в гости (ответ детей: «Теремок»). Садитесь перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии будем рассказывать эту сказку. (Вносит книгу со сказкой,Теремок).
Стоит в поле теремок (открывает 1-ю страницу книги, стоит он за забором (упражнение,забор’’). Бежит мимо мышка-норушка. Постучалась, а ей никто не отвечает. Тогда мышка попробовала дверь открыть (упражнение,Ворота’’). Дверь открылась. Мышка сначала испугалась, потом удивилась, а потом обрадовалась.
Дети вслед за логопедом выполняют соответствующие мимические движения.
Вошла в теремок и стала там жить. Навела в теремке порядок (упражнение,покусаем язычок’’, ,пошлёпаем по язычку”) и села отдохнуть (упражнение,лопата’’).
2. Прыгала мимо лягушка-квакушка. Увидела теремок, остановилась на крылечке (упражнение,лопата) ,спрашивает: ’’кто в теремочке живёт?” (Дети помогают произносить фразу.) Мышка впустила лягушку, стали они вместе жить. Растопили печку (дети дуют на кончик широкого языка, стали обед готовить.
Давайте посмотрим, что у них сегодня на обед.
- Суп из гороха, какой он?. (Гороховый).
- Пюре из картофеля, какое оно?. (Картофельное).
- Салат из моркови, какой он?. (Морковный).
- Компот из груш, какой?. (Грушевый).
- Пироги из яблок, какие?. (Яблочные)
3. Скакал мимо заяц (открывается следующая страница). Увидел теремок.
Пальчиковая игра «Теремок».
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
В нем зверюшки живут,
Дружно песенки поют.
(Дети повторяют за логопедом движения.)
Остановился и говорит: ”Пустите меня в теремок”.
Пустили зайца в теремок и стали жить вместе.
4. Бежит мимо лисичка – сестричка (открывается следующая страница). Бежит, хвостиком следы заметает (упражнение,почистим нижние зубки). Мечтает она о вкусном обеде. Хлопните в ладоши, тогда, когда услышите правильное слово.
Кофть – тость – кошть - кость. Чупчик – тупчик – суптик - супчик. Шошишка – соситка – фосифка - сосиска.
Увидела лисичка теремок, постучалась (ребёнок проговаривает нужную фразу) и попросилась в теремочке жить. Стали они жить вместе.
5. Бежит мимо волчок - серый бочок, несёт с собой какой-то мешок. Не удержал, уронил мешок, всё из него рассыпал. Помогите волчку всё собрать (дети собирают разрезанную картинку «Овощи» и «Фрукты»).
Что же уронил волчок? Как это назвать одним словом).
(Дети отвечают предположительные ответы детей: овощи, фрукты).
Постучался волчок (проговаривают нужную фразу). Пустили его в теремок.
6. Идёт мимо большой (открывается следующая страница) медведь. Остановился около теремка (упражнение,лопата) и громко постучался. (Проговаривают нужную фразу громким, сердитым голосом.) Спрятались все звери в теремке, боятся медведя (удерживают кончик языка за нижними зубами). Не пустили медведя в теремок. Тогда он полез на теремок. Заскрипел теремок: с-с-с.
Как только услышите что теремок скрипит крикните громко зверям: «Убегайте!» Слушайте внимательно: ф, с, ш, т, з, с…
Сломал медведь теремок (дуют на кончик широкого языка).
Рефлексия: но вы помогли зверям, предупредили их. Никто не пострадал! Вот и сказке конец (книга закрывается, а кто слушал - молодец! А кто рассказывать её помогал, тот – умница!
- О чем мы сегодня говорили? Что узнали? В какие игры играли? Что делали? Чему научились? (предположительные ответы детей: мы сегодня говорили о сказке «Теремок»; узнали о каком вкусном обеде мечтает лиса; помогли волку собрать овощи и фрукты; научились дуть на язычок).