Маргарита Беляева
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики с элементами песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошо известно, что песок применяется в психологии и элементы песочной терапии в логопедии, сегодня мы с вами убедимся, что с помощью песка можно проводить артикуляционную гимнастику и пальчиковую.
Как прав был итальянский поэт Торквато Тассо, который сказал: «…Движение может заменить лекарство, но ни одно лекарство не заменит движение…». Да ещё есть одна пословица: «Мало шевелить языком, нужно делать руками». И мы сейчас с вами попробуем разобраться, как же могут дружить язык и наши руки, и какую пользу это приносит.
Публикация «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики с элементами песочной терапии» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Начнём с пальчиковой гимнастики. Все упражнения выполняются с детьми по подражанию, речь синхронна с движениями в песке. Определённых движений нет, все движения выполняются по тексту и смыслу.
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному, погрузив руки в песок.
Мы во двор пошли гулять. Идут по песку указат. и средн. пальцами.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб (песок) всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут пальцами по песку.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на песок одной и другой стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» (черпают песок ладошкой) суп, затем
укладывают ладони на песок.
Теперь попробуем сделать артикуляционную гимнастику. Движение рук, пальцев в песке заключается в названии и действии, которое предполагает название. Можно детям давать разные установки: работаем полностью кистями рук, только средними пальцами, только мизинцами и т. д.
«Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично в такт щёлкать (скакать) по песку.
«Качели»- языком ритмично двигать вверх- вниз, указательным пальцем ведущей руки или двух рук в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«Часики»- языком ритмично двигать вправо- влево, заданным пальцем (пальцами) одной руки (обеих рук) в такт движениям языка двигать в том же направлении по песку.
«Окошко»- рот широко открывается-закрывается, в песке одновременно кистями рисуем окно- засыпаем, снова рисуем-засыпаем.
«Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10, в этот момент под счёт производим ладонью ведущей руки «копательные» движения в песке.
«Горка»- улыбнуться, открыть рот и установить язык «Горкой», в это время под счёт набираем в кулачки песочек и насыпаем горку.
«Саночки»- рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Одновременно скользить двумя пальцами одной руки (обеих рук) по песку, рисуя следы санок.
«Оближем губки» - : рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны, одновременно руками делаем круговые движения на песке.
Хочу сказать, что однообразные упражнения, предлагаемые в различных ситуациях, никогда не наскучат детям! Уважаемые коллеги, экспериментируйте, фантазируйте и результат не заставит вас ждать!
Действительно, когда одновременно и синхронно выполняются движения речевого аппарата и рук это само по себе трудновыполнимо, а если движения рук выполнять с песком, то в работу включаются практически все отделы коры больших полушарий головного мозга и происходит межполушарное взаимодействие, что позволяет развивать ребёнка или корректировать проблемы в различных областях. Я считаю, что если такую работу вести систематически, то логопедическая коррекция сократится в несколько раз.