Оксана Морозова
Артикуляционная гимнастика. Памятка начинающему логопеду
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы рано или поздно начинаем, что- то новое и очень важно из огромного количества информации выделить то, что необходимо каждый день для занятий с детьми. Как начинающий логопед я составила памятку, которая на первых парах у меня всегда была перед глазами и очень помогла мне усвоить правильность выполнения упражнений.
Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики соблюдать условие.
1. Каждое движение выполняйте перед зеркалом.
Публикация «Артикуляционная гимнастика, Памятка начинающему логопеду» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
2. Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.
3. Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка).
4. Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Гимнастика может проводиться от 3 – 4 минут до 7 – 10 минут ежедневно, чтобы мышцы языка привыкли к новым движениям и стали более подвижны, пластичны, переключаемы с одного движения на другое. Упражнения артикуляционной гимнастики станут основой для овладения новыми артикуляционными укладами.
5. При выполнении упражнений логопед должен проявлять по отношению к ребёнку такт и терпение, т. к. не всё сразу будет получаться как надо.
Упражнения, которые формируют движения губ и челюстей.
Лягушки (улыбка) – губы растяни в улыбку, удержи напряженными под счёт до 5.
Заборчик – ровно сомкни зубы, обнажая их в оскале, удержи в улыбке.
Хоботок – вытяни вперёд губы и сомкни, просчитать до 5 (считает взрослый).
Трубочка (дудочка) – вытяни вперёд несомкнутые губы, считая про себя до пяти.
Бублик – округли губы, изображая бублик.
Рупор – сложи ладони рупором, поднеси к губам, проговори громко: «О» (повествовательно, «О» (с восклицанием, «О…» (огорчённо, «О?» (с вопросом, «О!» (с вопросом и удивлением).
Чередуем движения упражнений «Лягушки», «Хоботок», «Дудочка» поочерёдно.
Упражнения, которые формируют подвижность мышц языка.
Лопатка – улыбнись, широко открой рот, положи широкий распластанный язык на нижнюю губу. Удержи в таком положении, полностью расслабляя мышцы языка. Если язык по- прежнему напряжён, комком и не может расслабиться, то делаем следующее упражнение.
Накажем непослушный язычок - положи язык на нижнюю губу и пошлёпай его губами, произнеси: «Пя-пя-пя…». Сделай так ещё несколько раз, затем разомкни губы и посмотри, расслабились ли мышцы язычка, стал ли он широким? Удержи «Лопатку» сначала до 5, а потом и до 10.
Чистим зубы – улыбнись, разомкни зубы, почисти кончиком языка нижние зубы снаружи и внутри, делая движения из стороны в сторону. То же проделай и с верхними зубами
Паровозик свистит – возьми чистый пузырёк и поднеси его ко рту. Кончик языка слегка высунь так, чтобы он чуть касался края горлышка. Выдыхай воздух плавно в пузырёк, посередине языка, свист тебе поможет получить звук (ф-ф-ф).
Язык-силач – слегка улыбнись, приоткрой рот, опусти широкий кончик языка к нижним передним зубам, с силой упирай язык в зубы. Спинка языка напрягается – положи его расслабленным - лопаточкой - во рту, пусть отдохнёт. Повтори упражнение 5 – 7 раз.
Качели – (внутри) – улыбнись, приоткрой рот, как при звуке (А, опусти широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удержи под счёт «раз», подними язык за верхние зубы под счёт «два», повтори несколько раз. Следи за тем, чтобы работал только язык, а челюсть оставалась неподвижной.
Качели (снаружи) – делаем то же, что и в упражнении 13, но только широким языком касаемся попеременно то нижней, то верхней губы, качая «качели» вверх-вниз.
Горка – «крутая (высокая)» - открой широко рот, широкий язык опусти за нижние зубы, упираясь в них языком, плотно прижми боковые края к верхним коренным зубам;
а теперь горка «пологая (низкая)» - «сооруди» крутую горку, затем приподними
нижнюю челюсть (рот откроется менее широко, боковые края прижми к верхним
коренным зубам. Чередуй крутую и пологую горки.
Катушка (кошечка выгибает спинку) – рот широко открой, широкий кончик языка упирай в нижние зубки, спинку языка «выкатывай» вперёд и возвращай в исходное положение.
Чашечка – широко открой рот, широкий язык положи на нижнюю губу, приподними края языка вверх, удержи в этом положении под счёт до 5 (потом до 10). Занеси «чашечку» за верхние зубки, удержи её там при слегка приоткрытом рте.
Вкусное варенье – слегка приоткрой рот, широким кончиком языка «слижи варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.
Кошечка умывается – широко открой рот, округлив губы. Начинай облизывать губы вкруговую (4 раза по часовой стрелке и 4 раза против часовой стрелки). Следи, чтобы язык не отрывался от губ и не делал «угловатых» движений, губы при этом не смыкай и не двигай нижней челюстью. Делай упражнение плавно, не спеша.
Грибок – улыбнись, приоткрой рот, медленно пощёлкай языком, щёлкни языком и присоси (приклей) его к нёбу – из языка получилась шляпка грибка, открывай рот пошире, удерживая «приклеенный» язык (шляпку грибка) - получилась ножка грибка из подъязычной уздечки. После овладения упражнением «Грибок» полезно ввести одновременное чередование губных позиций «Улыбка» - «Трубочка», но при соблюдении удержания языка в позе грибка.
Лошадка – улыбнись, приоткрой рот, пощёлкай медленно кончиком языка, следи, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.
Гармошка – улыбнись, приоткрой рот, медленно щёлкни языком и присоси его к нёбу, не опуская язык, закрывай и открывай рот (подъязычная уздечка растягивается, как меха гармошки). Делай под счёт до 5 (потом до 7, до 10)
Иголочка – открой рот, язык высунь далеко вперёд. Напрягай мышцы языка, делая его узким. Удержи иголочку, считая про себя от 1 до 5.
Любопытная змейка – движения языком вперёд изо рта, затем обратно в рот.
Часики – движения узким языком к уголкам приоткрытых губ, как движения маятника.
Индюшата – приоткрой рот и прижми широкий кончик языка к верхней губе. Не отрывая языка делай движении по губе вперёд и назад, поглаживая. Быстрее поглаживай губу языком и добавляй голос, пока не послышаться звуки: бл-бл-бл.
Гимнаст – приоткрой рот, широкий язык упирай в верхние зубы так, чтобы боковые края не прижимались к верхним коренным зубам. Если добавить голос, послышится (Л).
Маляр – улыбнись, открой рот, подними язык к бугорочкам, води, поглаживая язычком по нёбу, как кисточкой – вперёд-назад. Следить, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигалась.
Упражнений в артикуляционной гимнастике не так и много, выполняя их систематически, начинающий логопед быстро ее запоминает и уже без дополнительной литературы может группировать на своих занятиях для определенных звуков. Важно отметить, что лучше для детей, если артикуляционная гимнастика будет подкреплена красочными картинками и стихами.