Жанна Стальмакова
Артикуляционная гимнастика.
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
Тема. Артикуляционная гимнастика.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Публикация «Артикуляционная гимнастика,» размещена в разделах
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2—3 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
Показывает его выполнение.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту—логопеду.
Статические упражнения для языка.
ЧАСИКИ
Тик—так, тик—так.
Ходит маятник вот так!
Цель: вырабатывать умение чередовать движение языка к уголкам рта: вправо — влево.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем — влево.
Чередовать движения под счет.
КАЧЕЛИ
Вверх — вниз,
Вверх — вниз,
Ты качаться не ленись.
Выше вверх
И ниже вниз.
Язычок не торопись!
Цель: выработать умение чередовать движения языка вверх — вниз.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу. Чередовать движения языка от верхней губы на нижнюю.
КАЧЕЛИ И ЧАСИКИ
Вправо - влево,
Вверх -вниз,
Язычок, не торопись!
Цель: выработать умение находить нужную позу языка, Правильно координировать свои движения.
Выполнение: губы вытянуть в улыбку, рот приоткрыть. Поочередно поднимать язык к верхней, к нижней губе и к уголкам рта, под счет.
ПОЧИСТИМ ЗУБКИ
Чистить зубки часто надо.
Мама наша будет рада!
Цель: вырабатывать умение координировать движения языка. Сделать эти движения свободными.
Выполнение: рот закрыт. Передней частью языка поочередно облизывать то верхние, то нижние зубы.
БОЧКА
Язычок наш, словно бочка,
Покатился в наши щечки.
Цель: укрепить мышцы кончика язычка.
Выполнение: рот приоткрыть, поочередно упираться кончиком языка то в правую, то в левую щеку.
ЛОПАТКА
Язычок широкий, гладкий —
Получается лопатка!
Цель: выработать умение делать язык широким.
Выполнение: приоткрыть рот, высунуть язык (широкий, распластанный) на нижнюю губу. Удержать позу.
ИГОЛКА
Язычок наш, как иголка.
Не ленись— уколет колко!
Цель: укрепить мышцы языка. Учиться делать язык узким и удерживать позу.
Выполнение: рот открыт. Язык высунуть далеко вперед. Напрячь его, сделать узким. Удержать позу.
ЗМЕЙКА
Язычок, как змейки жало.
Сделал? — Начинай сначала!
Цель: вырабатывать умение делать язык узким и управлять движениями языка.
Выполнение: рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь его, сделать узким.
Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе.
КРУЖОК
Язычок, крутись дружок!
Нарисуй скорее кружок!
Цель: укреплять мьшцы кончика языка и умение владеть им.
Выполнение: рот приоткрыть. Кончик языка поставить в угол рта. Медленным круговым движением (по часовой стрелке и наоборот) проводить кончиком языка по поверхности верхней и нижней губы.
ТРУБОЧКА
Трубочка, Гуди сильней!
Созовем мы всех друзей.
Цель: разработать мышцы спинки и передней части языка.
Выполнение: высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
ГОРОЧКА
Круче, горка, поднимись
Мы помчимся с горки вниз!
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка.
Выполнение: улыбнуться, показать рот, кончик языка упереть в нижние резцы и не отрывая его от зубов, выгнуть спинку языка. Удерживать позу.
КАТУШКА
Вот катушка покатилась
Кошка сразу спохватилась:
Ты катушка, не катись,
Ты на место становись! ”
Цепь: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, выгибать спинку языка и активизировать язык.
Выполнение: улыбнуться показать зубы рот приоткрыть кончик языка, упереть в нижние зубы, выгнуть спинку языка. Верхними зубами поглаживать спинку языка.
ПАРУС
Выше парус поднимай,
В путь кораблик отправляй!
Цепь: выработать умение подъема языка к верхнему небу и удерживание позы.
Выполнение: рот открыт, язык поднять к твердому небу. Удерживать позу.
ЧАШЕЧКА
Любим пить мы крепкий чай.
Ну-ка, чашку подставляй!
Цель: выработать подъем языка кверху и удержание позы.
Выполнение: улыбнуться, широкий язык загнуть кверху в виде чашечки. Губы и нижняя челюсть неподвижны.
МАЛЯРЫ
Раз – два, раз - два,
И покрашена стена.
Три – четыре, три - четыре:
Потолок мы побелили!
Цель: учить поднимать язык вверх, растягивать подъязычную связку.
ЛОШАДКА
"Ты лошадка, хвост не прячь! На тебе помчимся вскачь
Цель: растягивать подъязычную связку и укреплять переднюю часть языка.
Выполнение: присосать язык к небу щелкнуть языком. Щелкнуть медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку.
ГРИБОК
"Ты расти, расти грибок.
Упирайся в потолок!
Цепь: растянуть укрепить подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к твердому небу. Удержать позу.
БАРАБАНЩИК
Язычок наш крепким станет-
Барабанить не устанет.
Цель: укреплять мышцы кончика языка вырабатывать подъем его вверх, и умение владеть им.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончиком языка постучать в верхние зубы: «д-д-д-д…», убыстряя темп, изменяя ритм.
МОТОР
Язычок у нас мотор.
Заводи его, шофер!
Цель: выработать умение вибрации языка, удерживание его при этом у твердого неба.
Выполнение: рот приоткрыть, губы вытянуть в улыбку, кончик языка поднять к твердому небу. Сильная воздушная струя дает вибрацию языка.