Алина Завьялова
Буклет «Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Заборчик»
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так 5-10с.
2. «Хоботок»
Сомкнуть зубы, округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать 5-10с.
3. «Массаж десен и щек (маляр красит домик язычка)»
Круговые движения языка между зубами и губами внутри рта. Затем при этом движении погладить щеку с одной стороны, затем с другой стороны.
4. «Лопаточка»
Высунуть широкий язык, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15с.
Публикация «Буклет „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Буклеты для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
5. «Часики»
Приоткрыть рот, высунуть узкий язык, двигать языком из одного угла рта в другой в медленном темпе под счет взрослого. Губы не поджимать, челюсть не двигать.
6. «Почистим верхние и нижние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам, а затем за нижними зубами. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи, и внутри).
7. «Горка»
Приоткрыть рот. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик Языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать 15с.
8. «Вкусное варенье»
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
9. «Кошечка лакает молоко»
Лакательные движения языком (голова не опускается, работает только язычок).
10. «Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
11. «Шмель»
Открыть рот. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам, передний край за верхними резцами, зубы разомкнуты. Произносить звук Ж или З.
12. «Иголочка»
Хорошо открыть рот. Высунуть далеко вперед язык, напрячь его, сделать узким. Удерживать 15с.
13. «Индюк»
Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, послышится «бл-бл-бл» (как индюк болбочет).
14. «Пароход гудит»
Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и с напряжением произносить звук Ы, не смыкая зубов. Затем, двигая челюстью влево-вправо, произносить Ы с напряжением.
15. «Маляр»
Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твёрдое небо, делая движение языков вперед-назад.
16. «Лошадка»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются, затем сомкнуть зубы и повторить упражнение в разном темпе (бежит лошадка, идет)
17. «Грибок»
Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
18. «Гармошка»
«Грибок» + открывать и закрывать рот не отрывая языка от неба.
19. «Пулемёт»
Напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчётливо и многократно произносить «д-д-д».
20. «Автомат» Напряженным кончиком языка постучать в зубы, отчётливо и многократно произносить «т-т-т». Убыстряя темп. Максимально сильно «выстреливать» воздух.
21. «Барабанщики» Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка постучать кончиком языка по «бугорку», отчётливо и многократно произносить «д-д-д».
22. «Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».
23. «Ослик» Губы в улыбке, рот приоткрыть и с силой произнести сочетание звуков ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы
24. «Чашечка» Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края загнуть вверх в форме чашечки.
25. «Толстячки-Худышки»
Одновременно надуть обе щеки – одновременно втянуть обе щеки. Выполнять поочередно 6 раз каждое.
26. «Чупа-чупс» Языком дотронуться до правой щеки и удержать положение, затем до левой, образовывая шишку изнутри.
27. «Крестик» Рот приоткрыть, поднять узкий язык на верхнюю губу, затем на нижнюю, потом в левый и в правый угол рта.
28. «Футбол» Поочередно надувать щеки, гоняя воздух из стороны в сторону.
29. «Рыбка» Смыкать влажные губы и размыкать, издавая специфический звук, похожий на звонкий звук П.
30. «Посчитай зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
Комплекс №1
Упражнения для выработки звуков С,З, Ц:
№ 1-2, 4-22, 5, 6-нижние, 7, 10, 20, 23, 30-нижние.
Комплекс №2
Упражнения для выработки звуков Ш,Ж,Щ, Ч:
№ 1-2, 4-24, 8, 9, 10, 11, 15,16, 24.
Комплекс №3
Упражнения для выработки звуков Л:
№ 1-2, 4-22-24, 6-верхние, 8, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 30-верхние.
Комплекс №4
Упражнения для выработки звуков Р:
№ 1-2, 4-22-24, 19, 20, 21, 11, 13, 16, 18,
Уважаемые родители!
Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.
Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!
Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен общий комплекс артикуляционной гимнастики.
При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить :
1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
4. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
5. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
6. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
7. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.
Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.
МБДОУ «Муромцевский детский сад №4 комбинированного вида»
Муромцевского муниципального района Омской области
Артикуляционная гимнастика
Учитель-логопед
Завьялова Алина Николаевна
alina_zavjalova@rambler.ru