Юлия Чальцева
Артикуляция и дикция как одни из показателей сформированности вокально-хоровых навыков дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка. Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как, дыхание, кровообращение, эндокринная система. Поэтому важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринужденность является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата. Но детский голос сильно отличается от голоса взрослых. У детей дошкольного возраста голос еще не сформирован и слаб, поэтому звук детского голоса отличается мягкостью, «серебристостью», головным звучанием и ограниченностью силы звука.
Публикация «Артикуляция и дикция как одни из показателей сформированности вокально-хоровых навыков дошкольников» размещена в разделах
Одними из важнейших звеньев певческого процесса является артикуляция и дикция. Артикуляция (от лат. articulo — «артикуле» — «расчленяю, членораздельно произношу») в словарях современного русского языка определяется как работа органов речи при образовании звуков и степень отчетливости произношения. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, чёткость их звучания. Однако, необходимо уточнить, что певческая артикуляция активнее речевой, так как при речевом произношении работают внешние артикуляционные органы (губы, нижняя челюсть, а при певческом еще и внутренние (язык, гортань, мягкое небо и другие). Что же касается дикции, а именно ясности и разборчивости произнесения текста, то она также является одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа, средством донесения текстового содержания произведения. Дикция напрямую связана с работой артикуляционного аппарата.
Если у ребенка отсутствуют какие-либо дефекты произношения, работа над артикуляцией не должна быть утрированной, чтобы, как утверждала К. В. Тарасова, не нарушать «вдыхательную установку» и не вносить дополнительного мышечного напряжения. При достаточном владении певческим дыханием артикуляция будет естественной и легкой. Ее четкость во многом зависит от понимания ребенком смысла произносимых слов. Но, к большому сожалению, приходится констатировать факт, что многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков. Поэтому, как отмечает, М. Ю. Картушина, одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений, цель которых состоит в выработке четкости, ловкости, правильной работы всех частей артикуляционного аппарата. Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос.
Вокально-артикуляционные упражнения, активно используемые мною на музыкальных занятиях, представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции.
Для формирования навыка артикуляции в пении необходимо учить детей:
1. мышечной свободе ротовой полости, лица и шеи;
2. положению разжатых зубов при пении гласных «о» и «а»;
3. собранности губ при пении «и» и «ю»;
4. развитию способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом четко произнося согласные звуки.
Главной педагогической задачей является выработка кантилены. Особое
внимание уделяется выравниванию, округлению звучания гласных, работа по округлению «белого» звука. Характер звука должен быть ровным, легким, полетным, без напряжения. Этот навык необходим в пении, и освоить его легко в дошкольном возрасте, но гораздо труднее позднее.
Дикция развивается на основе правильной артикуляции сначала отдельных гласных, слогов, затем слов и целых фраз. В работе над дикцией используются методы, применяемые в логопедии, и наряду с музыкальными заданиями включается в работу много артикуляционных и речевых упражнений. Детям необходимо объяснять, что пение должно быть выразительным, с четкой дикцией. Без четкой дикции невозможно донести до слушателя содержание исполняемого произведения.
Как уже говорилось ранее, вокальная речь отличается от обыденной. Благодаря гласным звукам раскрываются певческие возможности голоса: красота тембра, длительность звучания, сила и диапазон голоса. Гласные в пении звучат более округло по сравнению с речью. У детей, как правило, гласные звуки звучат неровно за счет того, что у начинающих певцов нет единых резонаторных ощущений, единого «места звучания». Для правильного развития голоса сначала подбирают упражнения с наиболее вокально-устойчивыми гласными «а», «о», «у» и только затем к ним постепенно подстраивают более сложные гласные «е» и «и». Это направление в вокальной педагогике известно как фонетический метод.
Первые вокально-хоровые упражнения предлагаются детям в виде песенок-игр, когда музыкальный руководитель поет, а дети отвечают за персонажа. Причем ответы этих персонажей, дети могут придумывать самостоятельно. На начальном этапе работы над дикцией очень благоприятным является утрированный показ артикуляции. Также на музыкальных занятиях можно использовать специальную артикуляционную гимнастику, состоящую из специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитее силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Например, не очень сильно прикусывать кончик языка, пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно изменяя звук до высокого или низкого. Очень полезно делать себе массаж лица, слегка постукивая по нему пальчиками.
Для развития артикуляционного аппарата, на своих занятиях активно использую музыкальные пальчиковые игры Екатерины и Сергея Железновых, а также других авторов. Ведь современной наукой доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Пальчиковые игры с предметами помогают задействовать большее количество рецепторов, находящихся на пальцах, что способствует усилению работы речевых центров.
Незаменимым материалом в работе являются «Логопедические распевки» Т. С. Овчинниковой, Л. Б. Гавришевой и других авторов. Они основаны на пропевании чистоговорок и попевок, направленных на овладение различными звуками. Т. С Овчинникова советовала, «осваивая артикуляцию гласных, полезно каждый звук показывать руками и пропевать их с артикуляторными жестами. Движения выполняются одновременно обеими руками». Пропевание и проговаривание скороговорок в разном темпе, характере также приводит к замечательным результатам, улучшая дикцию детей.
Безусловно, артикуляция и дикция, являются одними из основных вокально-хоровых навыков дошкольников и развивать их необходимо с самого раннего возраста. Все вышеперечисленные приемы и упражнения благоприятно влияют не только на артикуляцию и дикционную четкость, но и развивают певческий голос, способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка, ведь все они интересны, доступны детям, так как проводятся в игровой форме.
Литература
1. Битус А. Ф., Битус С. В. Певческая азбука ребенка – Минск: ТетраСистемс, 2007.
2. Боромыкова О. С. Коррекция речи у дошкольников, страдающих ее тяжелыми нарушениями, с помощью пения и движения под музыку: Методическое пособие. — СПб. : Акцидент, 1998.
3. Варламов А. Е. Полная школа пения. [Текст] : учеб. пособие, 3-е изд. // СПб. : Лань, 2008.
4. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг [Текст] / В. В. Емельянов. - 5-е изд., стер. - СПб. : Лань, 2007.
5. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : «Скрипторий 2003», 2010.
6. Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей [Текст] / Е. М. Малинина. - Л. : Музыка, 1967.
7. Овчинникова Т. С. Логопедические распевки— СПб. :КАРО, 2006.
8. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г. П. Стулова. - М. : Прометей МПГУ им. В. И. Ленина, 1992.
9. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] : избр. труды / Б. М. Теплов. - М. : Педагогика, 1985. Т. 1.
10. Интернет-ресурсы