Усцова Татьяна Сергеевна
Групповая арт-терапия для педагогов и родителей с использованием метода «Правополушарное рисование»
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия представляет собой комплекс психотерапевтических методов и приемов, ключевой особенностью которых является активное задействование искусства. (определение с сайта Дефектология проф).
Спектр используемых в арт-терапии методов довольно широкий.
Сегодня я расскажу о своем самом любимом, наиболее часто используемом методе групповой арт-терапии - правополушарном рисовании (ППР).
Оно имеет ряд существенных отличий от академического.
Публикация «Групповая арт-терапия для педагогов и родителей с использованием метода „Правополушарное рисование“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Правополушарное рисование
- Рисование. Все материалы
- Темочки
При классическом рисовании основное внимание уделяется изображению объектов, максимально приближенному к реальности, точности исполнения.
Правополушарное рисование уделяет внимание, прежде всего, состоянию человека во время рисования. Большое значение имеет свобода самовыражения, гибкость, эмоциональность.
Правополушарное рисование является инструментом того специалиста, который его использует, и имеет четкий след специализации. Оно может выступать и как альтернативный способ обучения рисованию, раскрытия творческих способностей, и как способ релакса, и как средство арт-терапии. И все вышеперечисленные функции одномоментно. Всё зависит от конкретной сферы применения.
В основе метода лежит теория функциональной специализации полушарий головного мозга, разработанная в 60-х годах 20 века американским нейропсихологом и профессором нейробиологии, нобелевским лауреатом Роджером Сперри и командой его коллег. И разработанный на ее основе профессором Калифорнийского государственного университета Бетти Эдвардс интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга.
Функции правого и левого полушарий различаются. Условно, левое полушарие отвечает за речь, логику, анализ, математические способности.
Правое — за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление, восприятие цвета.
У большинства людей в процессе обучения и воспитания формируется доминирование левого полушария, правое же подавляется.
Для слаженной работы обоих полушарий необходимо полноценное функционирование обоих полушарий, а также развитое межполушарное взаимодействие.
В результате занятий ППР происходит формирование новых нейронных связей, совершенно новых навыков (нейропластичность – свойство человеческого мозга, заключающееся в возможности изменяться на физическом уровне под действием опыта. …рисование – это всего лишь навык, которым может овладеть любой разумный человек, научившийся читать, писать и считать. Б. Эдвардс, «Откройте в себе художника».)
Физическое развитие межполушарных связей приводит к не всегда предсказуемым последствиям, так как не всегда достоверно известно, какие именно сферы жизни подавлены по причине недостаточного их функционирования. Но прежней жизнь, в любом случае, не будет.
Так, например, в моей практике был случай восстановления коммуникативных функций у переученного левши (пробовал множество методов, от постановки голоса до уроков ораторского искусства… занятия дали «побочный» эффект в виде лёгкости выступлений перед аудиторией. При совершенно другом запросе). Также нередко происходит принятие судьбоносных решений, из сферы «давно хотел, но не решался», и структурируются способы их достижения. И многое другое, на первый взгляд не имеющее никакого отношения к рисованию.
Итак. за счет используемых педагогом приемов, подавляющих логику на момент
процесса рисования, динамичности (задумываться, «правильно» ли сделал, некогда, свободного смешивания и выбора красок, выхода за рамки листа, отсутствия привязанности к точному результату и т. д. творческий потенциал любого человека открывается очень быстро.
Это открывает перед человеком новые горизонты и изменяет его представление о своей художественной и творческой одаренности.
Поверив в свои силы, побывав в ситуации творческого успеха, человек обретает ценные внутренние убеждения: «Я – могу!»; «Мне – можно!».
При целенаправленном развитии центров творчества правого полушария головного мозга, творческий подход распространяется не только на рисование, но и на другие сферы жизни.
В результате возникают мощные гармонизирующий, корректирующий и стимулирующий творческую и художественную направленности личности эффекты. Развитие художественных навыков в данном случае является менее приоритетным но, тем не менее, присутствующим результатом.
Таким образом, ППР является эффективным приемом арт-терапии, помогает бороться со стрессами, накопившимися проблемами, душевными переживаниями. А также развивает креативность, способность мыслить нестандартно и эффективно решать жизненные задачи.
В результате использования данного метода происходит :
-Раскрытие творческих способностей — в любом направлении. Максимально ярко и быстро открываются способности к рисованию;
-Развитие гибкости, креативности, способности нетривиально мыслить и эффективно решать жизненные задачи.
-Повышение способностей к обучению;
-Снижение напряженности, повышение способности к адаптации и стрессоустойчивости;
-Снижение эмоциональной лабильности, человек приобретает эффективный инструмент управления эмоциональным состоянием, который может в дальнейшем использовать для самокоррекции;
-Улучшение социализации, повышение коммуникативных навыков;
-Ситуация успеха, повышение уверенности в себе («изменение мнения о себе «я не способен, не могу», распространяющее на все сферы жизни.
Это – только один из методов арт-терапевтической работы.
В следующих статьях я расскажу о некоторых других…
В данный момент продолжается работа над статьей о том, чем отличается работа со взрослой и детской группами с использованием метода правополушарного рисования. И о преимуществах вовлечения родителей в детскую группу.
Для работы над статьей, помимо личного опыта, использовалась литература :
Интуиция, творчество, арт-терапия/Вальдес Одриосола М. С. – М. : Торговый. дом ИОИ, 2012. – 71 с.
Откройте в себе художника/Б. Эдвардс; пер. с англ. Т. И. Попова. - Минск: Попурри, 2020.-368 с. : ил.
Откройте в себе художника. Рабочая тетрадь/Б. Эдвардс; пер. с англ. Т. И. Попова. - 2-е изд. - Минск: Попурри, 2015.-168 с. : ил.
Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)»/ Косминская В. Б, Халезова Н. Б. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1987. – 128 с., 8 л. ил. : ил.
Супермозг. Тренинг интуиции и творческого мышления: психологический практикум/Б. Фьюсел, А. В. Лихач; Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 224 с. : ил.
И другие.