Пидзамкив Ирина
Проект «Изготовление палехской шкатулки»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный игровой проект для детей 6 - 7 лет : «Палех – страна сказки».
Цель: стимулировать эмоциональную включенность детей в проектную деятельность. Развивать познавательные и творческие способности в процессе специально моделируемых ситуаций.
Игровая мотивация: чтение писем в электронной почте от Зимы, ее сестры Весны и дочери Весны Снегурочки.
Проблема: Зимушка – Зима не уступит черед Весне, пока не сложит все свои ледяные украшения в шкатулки.
Публикация «Проект „Изготовление палехской шкатулки“» размещена в разделах
Предварительная работа: познание: наблюдение на прогулке за изменениями в неживой природе. Просмотр презентаций: «Лаковая миниатюра» (создание лаковой миниатюры). «Палех – город мастеров». «Секреты русских мастеров». Коммуникация: чтение электронного письма; беседы по сказкам, объяснение слов. Чтение художественной литературы: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; зимние русские народные сказки «Морозко», «Снегурочка», «По щучьему велению». Культурно-досуговая деятельность: рассматривание иллюстраций сказок; просмотр мультфильма «Снегурочка» по опере Н. А. Римского – Корсакова. Художественное творчество: рисование иллюстраций к зимним русским народным сказкам простым карандашом; рассматривание иллюстраций с изображением изделий палехских мастеров, палехских шкатулок; рассматривание книг «Палехская роспись». Ручной труд: оформление шкатулок. Музыка: Слушание фрагментов оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка», Вивальди «Весна».
Утренний круг:
Цель: установление дружелюбного, уважительного стиля отношения друг к другу. Вовлечение в общий разговор по теме проживания, в речевое и игровое взаимодействие со сверстниками. Продолжать формировать умение обсуждать те вопросы, которые важны в данный момент. Стимулировать интерес детей.
• Приветствие игра «Мастер отзовись».
• Новость дня – чтение и обсуждение письма на доске. «Здравствуй, дочь моя, Снегурочка! Я, рада, что у тебя все хорошо. Спасибо сестре моей, Зиме, за хороший прием и за заботу о тебе. Но, дочь моя, надо торопиться. Раз взялась за дело, поспеши! Тут и помощники тебе нашлись, живут они в городе Сургуте, ходят в детский сад в группу «жемчужины». Замечательные мастера. Эти мастера обещали помочь тебе, сделать и расписать шкатулки, у себя в мастерских в понедельник 24 марта. Утром и начнут работу. Успехов тебе и ребятам. В изготовлении шкатулок. Твоя матушка – Весна».
«Оформление Палехских шкатулок изображениями русских народных сказок акварелью».
Направление «Художественно – эстетическое развитие».
Образовательная область «Художественное творчество».
Цель: стимулировать эмоциональную включенность детей в проектную деятельность. Развивать познавательные и творческие способности в процессе специально моделируемых ситуаций.
Задачи:
• Воспитывать интерес к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
• Создать детям радостное настроение от совместной деятельности.
• Побуждать детей активно использовать ранее полученные знания и применять их на практике.
• Активизировать мыслительную деятельность: сопоставлять и анализировать, находить связи и закономерности.
• Оформлять изображение в цвете, доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения.
• Развивать цветовое восприятие, художественный вкус.
• Закреплять навыки коллективной работы, работать в соответствии с общим замыслом.
• Закреплять умение оценивать свои работы.
• Воспитывать чувство удовлетворения от своей работы.
Игровая ситуация: дети - мастера отправляются в синюю, зеленую, желтую и красную мастерские для оформления Палехских шкатулок изображениями зимних русских народных сказок.
Художественные материалы, инструменты и их заместители: шкатулки с нанесенными на них набросками сюжетов из зимних сказок простым карандашом. Краски акварельные. Баночки с водой. Кисти тонкие. Салфетки. Мольберт. Иллюстрации с изображением изделий палехских мастеров. Карточки со словами. Именные карточки. Цветные квадраты.
Взаимодействие педагога с семьей: воспитатель советовала родителям прочитать русские народные сказки на зимнюю тему. Поддержать интерес детей к рассматриванию иллюстраций к этим сказкам. Понаблюдать во время прогулок за изменениями в неживой природе «борьба зимы и весны». Подобрать иллюстрации по Палехской росписи. Принести материал для изготовления шкатулок.
Примечание: на предыдущем занятии дети делали наброски сюжетов, из понравившихся зимних сказок, для шкатулок простым карандашом.
Организационный момент: игра «Найди свою мастерскую» : дети – мастера с именными карточками определенного цвета, отправляются в синюю, зеленую, желтую и красную мастерские для оформления Палехских шкатулок изображениями зимних русских народных сказок. Находят свою шкатулку.
Цель: развивать наблюдательность, внимание, ориентировку в пространстве.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Доброе утро всем мастерам! Уважаемые мастера, обратите, пожалуйста, внимание, у нас сегодня гости. Их прислала нам Весна, для того, чтобы мы с вами научили их изготавливать такие же красивые палехские шкатулки, а они научат своих детей.
Прежде чем приступить к работе, давайте расскажем нашим гостям, почему мы решили изготавливать палехские шкатулки.
Дети: Зима не может уступить дорогу весне, пока не соберет свое «добро»- ледяные украшения. А для этого, зиме, нужно много шкатулок.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вспомнить, как изготавливаются палехские шкатулки. Я буду доставать из волшебного сундука необходимые предметы, а вы будете говорить, что с ними делает мастер.
Игра: «Создай шкатулку»
Цель: развитие памяти, внимания, логического мышления, речи. Воспитатель достает из сундука предметы, которые называют дети.
1. Выбор формы.
2. Обертывание формы в картон.
3. Склеивание.
4. Сушка.
5. Купание в льняном масле.
6. Сушка.
7. Рисование эскизов по произведениям русских сказок.
8. Покрывание черной краской снаружи, а внутри красной.
9. Нанесение (копирование) белилами эскиза сказки.
10. Расписывание (темперными) красками.
11. Нанесение лака на поверхность.
12. Сушка.
Воспитатель: Почему эту шкатулку называют «лаковая миниатюра»?
Дети: Она очень маленькая. Шкатулку много раз покрывают лаком. Она блестит.
Воспитатель: Назовите, какие русские народные сказки вы рисовали для крышки своей шкатулки?
Дети: «Снегурочка», «Морозко», «Лисичка – сестричка и серый волк», «По щучьему велению».
Воспитатель: Почему выбрали только зимние сказки?
Дети: Чтобы порадовать зиму, задобрить.
Воспитатель: Воспитатель: Какую кисть для работы использовали палехские мастера?
Дети: тонкую - как иголка.
Воспитатель: Ребята, вы правильно вспомнили все этапы работы над шкатулкой. Предлагаю вам приступить к самому сказочному этапу работы - росписи шкатулок.
Воспитатель: Успехов вам мастера!
Творческая деятельность детей.
Подведение итогов.
Воспитатель: Я благодарю всех мастеров за проведенную работу.
Ребята, где мы с вами сегодня работали
Что вы делали в этих мастерских
Расскажи, чем зиме понравится твоя шкатулка
Спасибо. Вы замечательные мастера.
Я, хочу поблагодарить всех гостей, которые сегодня пришли в наши мастерские. Научились изготавливать палехские шкатулки и смогут теперь этому мастерству научить своих ребят. Все вместе мы сделаем большое количество шкатулок, и зима уступит дорогу весне в нашем городе.
Звучит фрагмент оперы Н. А. Римского-Корсакого «Снегурочка». Гости рассматривают работы детей.
Приложение 1.
Перечень репродукций и предметов искусства, список детских книг с иллюстрациями, перечень музыкальных произведений, комплект художественных материалов, инструментов и оборудования.
• Изделия декоративно – прикладного искусства.
Декоративная роспись.
Иллюстрации палехской лаковой живописи (шкатулки, пудреницы, ларцы,подносы, броши).
• Живопись.
Пейзажи.
И. Левитан «Весна. Большая вода».
И. И. Шишкин «Зимний лес».
• Детские книги с иллюстрациями.
Поэзия.
«Зима недаром злится, прошла ее пора…» Ф. Тютчев
«Времена года» А. Кузнецова
Проза.
«Четыре времени года». Г. Скребицкий
Русские народные сказки.
«Морозко».
«Снегурочка»
«Мороз Иванович».
«Снегурочка и Лиса» А. Н. Толстого
«Девочка Снегурочка» В. И. Даль
«Емеля».
• Музыка.
• Римский – Корсаков опера «Снегурочка»
Вивальди «Весна»
Чайковский «Песнь Жаворонка»
• Художественные материалы, инструменты и их заместители.
Бумага для рисования квадратной и овальной формы.
Полоски бумаги.
Черный картон.
Простые карандаши.
Ватные палочки.
Картонные коробки.
Краски акварельные.
Кисти тонкие.
Ножницы.
Клей.
Скотч двухсторонний.
Мольберт.
Приложение 2.
Список научной и учебно – методической литературы.
«Искусство древней традиции Палех».
«Страна сказки. Миниатюра Палеха». Г. Кульчицкая
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Л. С. Кисилева,Т. А. Данилин
Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»
Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (подготовительная группа).
Программа дошкольного образования «От рождения до школы».
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева
«Занятия по изобразительной деятельности» Т. С. Комарова (подготовительная к школе группа).
Приложение 3.
Здравствуйте, ребята!
Да, вы все правильно поняли.
Я, злюсь!
И не прошла моя пора.
Хоть и весна – сестра моя, уходить я не собираюсь.
У меня еще много важных дел.
Придется мне задержаться и посуетиться по своим делам:
• Навести порядок в лесах, полях и парках.
• Собрать зимние наряды.
• Сложить ледяные украшения.
А куда я буду их складывать? Нет у меня столько шкатулочек.
Весна меня торопит, вот она и во всем виновата, что происходит в природе.
Поэтому я злюсь и ее не пускаю.
Не уйду, пока не сложу все свое добро!
Зима
Здравствуйте, ребята!
Конечно, я понимаю, что сестра моя – Зима еще хлопочет и пуще лишь шумит.
Хотя по календарю пришло мое время и мне пора вступать в свои права.
Скорей в окно стучаться и прогонять ее.
Но я на нее не сержусь.
Подумав обо всем произошедшем, я решила послать свою дочь – Снегурочку – помощницу, мастерицу и рукодельницу на все руки на помощь.
Пусть она поможет моей сестре – Зиме собраться.
Здравствуй, матушка – Весна!
Живу я у твоей сестрицы – Зимы хорошо.
Она меня не обижает.
И кормит, и поит, и по своим снежным просторам в санях возит.
Все хорошо, только вот боюсь, что не скоро наступит твоя пора.
Много дел у Зимушки – Зимы.
А украшений изо льда столько, сколько снежинок на деревьях, боюсь, не успею так много шкатулочек сделать.
Твоя дочь Снегурочка
Здравствуй, дочь моя, Снегурочка!
Я, рада, что у тебя все хорошо.
Спасибо сестре моей, Зиме, за хороший прием и за заботу о тебе.
Но, дочь моя, надо торопиться.
Раз взялась за дело, поспеши!
Тут и помощники тебе нашлись, живут они в городе Сургуте, ходят в детский сад в группу «жемчужины». Замечательные мастера.
Эти мастера обещали помочь тебе, сделать и расписать шкатулки, у себя в мастерских
В понедельник 24 марта. Утром и начнут работу.
Успехов тебе и ребятам. В изготовлении шкатулок.
Твоя матушка - Весна