Надежда Мызникова
Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?»
▼ Скачать + Заказать документы
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе
Как определить готовность ребенка к школе
Насколько ваш ребёнок готов к школе
Чтобы проверить, насколько ваш ребёнок готов к школьному обучению, предлагаем заполнить анкету.
Публикация «Анкета для родителей „Готов ли Ваш ребенок к школе?“» размещена в разделах
Ниже предлагаются утверждения, описывающие то или иное умение вашего ребёнка. Необходимо ответить на каждый вопрос.
Старайтесь отвечать искренно, ведь результаты этого теста будут известны только вам.
№ Верно ли утверждение. Да Нет Не знаю
1 Мой ребёнок очень хочет учиться в школе
2 Мой ребёнок часто переживает о чём-либо и в таком состоянии не может усидеть на месте
№ Верно ли утверждение. Да Нет Не знаю
3 Мой ребёнок легко работает с мозаикой
4 У моего ребёнка иногда сильно кружится голова
5 Рисунки моего ребёнка яркие, преобладают красный, жёлтый, синий, зелёный цвета
6 Когда мой ребёнок раскрашивает раскраску, то он не заезжает за контуры картинки
7 Моему ребёнку иногда снятся кошмары, и он кричит во сне
8 Мой ребёнок хорошо умеет вырезать ножницами из бумаги
9 Мой ребёнок умеет читать по слогам
10 Мой ребёнок может сосчитать от 0 до 10 и обратно
И Мой ребёнок может сосчитать от 0 до 100
12 Мой ребёнок говорит чётко, правильно, произнося все звуки в словах
13 Бывает так, что мой ребёнок не понимает того, что я ему говорю
14 Мой ребёнок играет в одиночестве, не общается с другими детьми
15 Когда к нам приходят гости, ребёнок прячется и не выходит к ним
16 Мой ребёнок умеет застилать кровать и делает это ежедневно
17 Мой ребёнок быстро забывает то, о чём мы только что говорили
№ Верно ли утверждение. Да Нет Не знаю
18 Мой ребёнок может познакомиться с незнакомым ранее человеком (ребёнком, взрослым)
19 Мой ребёнок самостоятельно складывает свои игрушки
20 В книге, которую мы недавно читали, ребёнок может найти определённую иллюстрацию по моей просьбе
21 Когда за окном раздаются какие-либо звуки, мой ребёнок прислушивается и пытается определить, что это было
22 Мой ребёнок знает, как называется страна и город, в котором он живёт
23 Мой ребёнок любит читать (слушать, когда я читаю) книги энциклопедического содержания
24 Мой ребёнок — хороший собеседник: может поддержать беседу, спрашивает, отвечает на вопросы
25 Мой ребёнок может рассказать подробно о жизни животных, о космических кораблях или о чём-либо ещё, что написано в энциклопедии (книгах для взрослых)
26 Если моему ребёнку что-то не нравится, он может ударить кулаком по столу, сломать игрушку или подраться
27 Мой ребёнок может отличить песню, которую поют на русском языке, от иностранной
№ Верно ли утверждение. Да Нет Не знаю
28 Мой ребёнок легко запоминает стихи, которые ему читают, и может прочитать наизусть несколько стихотворений
29 Иногда мой ребёнок плачет, говоря, что у него ничего не получается
30 Очень часто мой ребёнок не может вспомнить, куда он вчера положил игрушку
31 Мой ребёнок плохо видит, но мы пока не сходили к врачу
32 Когда я читаю своему ребёнку сказку, он может представить её героев и сказать, какие они, во что одеты, какой у них характер
33 Когда я говорю своему ребёнку про школу, он либо не слушает меня, либо переводит разговор на другую тему
34 Если мой ребёнок чего-то очень хочет, то он этого добьётся
35 Мой ребёнок может длительное время (более 50 минут) собирать мозаику (конструктор «Л его»)
36 Мой ребёнок часто сравнивает себя с другими детьми и говорит, что он хуже
37 Мой ребёнок может придумать рассказ по картинке не менее чем из 5 предложений
38 Мой ребёнок знает, что у него хорошо получается, и делает это чаще всего (лепка, рисование)
39 Мой ребёнок может написать своё имя (имена членов семьи) печатными буквами
№ Верно ли утверждение. Да Нет Не знаю
40 На прогулке или дома мой ребёнок чаще всего является лидером, вовлекая других детей в игру
41 Мой ребёнок отвечает за выполнение каких-либо дел по дому (например, гуляет с собакой, кормит рыбок, забирает из детского сада младшего ребёнка, моет посуду и т. д.)
42 Мой ребёнок может собирать из конструктора такие предметы, которые поражают своей сложностью и красотой
43 Если ребёнку сказать, что что-то делать нельзя, то он послушается с первого раза
44 Мой ребёнок часто спрашивает про школу, просит ему купить портфель, тетради
45 У моего ребёнка чаще всего преобладает хорошее настроение
В таблице «Обработка анкеты», в графе «Номера вопросов», обведите (или подчеркните) ответы, которые совпали с вашими ответами в анкете. Затем сосчитайте баллы по каждому параметру готовности и запишите в графу «Балл ребёнка».
Обработка анкеты
№ Параметр готовности к школьному обучению Номера вопросов Максимально возможный балл Балл ребёнка
1 Психическое здоровье 2 — «нет»
4 — «нет»
5 — «да» 7 — «нет» 4
№ Параметр готовности к школьному обучению Номера вопросов Максимально возможный балл Балл ребёнка
2 Психомоторика 3 — «да» 6 — «да» 8 — «да» 35 — «да» 4
3 Умение читать, считать, писать 9 — «да»
10 — «да»
11 — «да» 39 — «да» 7
4 Умение общаться и говорить 12 — «да»
13 — «нет»
14 — «нет»
15 — «нет» 18 — «да» 24 — «да» 40 — «да» 10
5 Интеллектуальные процессы
(развитие ощущений, восприятия, представлений, памяти, внимания, воображения, мышления) 17 — «да»
20 — «да»
21 — «да»
27 — «да»
28 — «да»
30 — «нет»
31 — «нет»
32 — «да» 37 — «нет» 42 — «да» 10
6 Предметные знания — эрудиция 22 — «да»
23 — «да» 25 — «да» 3
7 Эмоционально- волевая сфера 26 — «нет» 34 — «да» 45 — «да» 3
№ Параметр готовности к школьному обучению Номера вопросов Максимально возможный балл Балл ребёнка
8 Мотивация к школе 1 — «да» 33 — «нет» 44 — «да» 3
9 Самооценка 29 — «нет» 36 — «нет» 38 — «да» 3
10 Дисциплинированность и ответственность 16 — «да» 19 — «да» 41 — «да» 43 — «да» 4
Всего
Сосчитайте сумму баллов, которая у вас получилась при обработке анкеты.
Если она составляет 40—45 баллов, можно считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе, однако это не означает, что больше с ним не нужно заниматься; 30—39 баллов — ваш ребёнок многое умеет, однако необходимо заниматься с ним и особое внимание обратить на те параметры готовности к школе, по которым он набрал меньше всего баллов; менее 30 баллов — возможно, ваш ребёнок не посещал подготовительные курсы и не ходил в детский сад, приложите все усилия, чтобы максимально подготовить ребёнка к школе. По возможности посетите психолога.
Если ответов «не знаю» более 15, это говорит о том, что вы недостаточно знаете своего ребёнка. Поэтому особенно полезными будут совместные занятия по подготовке к школе, иначе к подростковому периоду ребёнок очень сильно отдалится от вас, не будет посвящать в свои дела, делиться своими проблемами.
Давайте расшифруем, что такое «Параметры готовности к школьному обучению».
Психическое здоровье — состояние психики ребёнка. Если ребёнок часто испытывает чувство тревоги, у него кружится голова, ему снятся кошмары и он говорит, что ему не хочется жить, значит, психическое здоровье ребёнка находится в дисгармонии и ему требуется помощь специалиста (психолога, психотерапевта, невропатолога).
Психомоторика — умение хорошо работать руками: рисовать, не заезжая за край контура рисунка, проводить ровные линии, правильно держать карандаш и т. д.
Умению читать, считать, писать как раз и обучают в начальной школе. В большинстве школ учителя говорят, что ребёнок не обязан при поступлении в 1-й класс бегло читать, считать и писать, но, если он читает по слогам, умеет считать до 10 и обратно, может писать печатными буквами, это сделает его обучение более успешным.
Умение общаться и говорить обеспечивает эффективность взаимодействия ребёнка с другими людьми (например, умение слушать, знакомиться, задавать вопросы, отвечать на них, поддерживать беседу и т. д.).
Если ребёнок понимает, что говорит учитель, но не может повторить его слова, то есть не умеет грамотно выразить свои мысли, значит, у ребёнка есть проблемы с устной речью. Если ребёнок не может сказать, потому что у него есть проблемы с произношением и артикуляционным аппаратом, ему необходима консультация логопеда.
Интеллектуальные процессы (развитие ощущения, восприятия, представления, памяти, внимания, воображения, мышления) — процессы, которые более всех других обеспечивают учебный процесс. Бывает так, что будущий первоклассник умеет читать, писать и считать, но у него очень плохая память, рассеянное внимание, поэтому у такого ребёнка в школе возникают трудности.
И наоборот, ученик, у которого хорошо развита мыслительная сфера, память, внимание, воображение, быстро сможет догнать и перегнать своих одноклассников, которые уже умеют читать. Именно поэтому, на наш взгляд, больше времени при подготовке к школе надо уделять развитию интеллектуальных процессов.
Предметные знания (эрудиция) помогут вашему ребёнку при изучении различных предметов.
Эмоционально-волевая сфера демонстрирует, как ребёнок строит свои взаимоотношения с окружающим миром.
В норме у ребёнка положительные эмоции должны преобладать над отрицательными.
Однако если ваш ребёнок не умеет управлять своими чувствами, не выражает или проявляет чрезмерно свои эмоции (тревогу, радость, злость, желательна консультация психолога.
Мотивация к школе показывает, насколько и как ребёнок настроен на школу и обучение. Если ребёнок не хочет вообще идти в школу или хочет, но при условии, что ему подарят велосипед (купят что-то другое, разрешат смотреть телевизор и т. п., значит, у ребёнка нет желания учиться, и такой ребёнок не ориентирован на успех в учёбе. Чтобы ребёнок захотел учиться, развивайте у него потребность узнавать новое, демонстрируйте свой интерес к окружающему миру, приучайте ребёнка трудиться (работа по дому — это тоже труд).
Самооценка свидетельствует о том, как ребёнок оценивает себя, свои успехи, неудачи. В норме ребёнок должен адекватно себя оценивать, но бывает, что у детей самооценка либо завышена, либо занижена.
Дети с завышенной самооценкой всегда считают, что виноват кто-то или что-то, и поэтому, сталкиваясь с трудностями, они, как правило, бросают начатое дело, не доводя его до конца. Дети с заниженной самооценкой считают, что у них ничего не получится, поскольку они сами не смогут, хотя вы знаете, что это не так. Такие дети часто тревожатся и легко ранимы.
Дисциплинированность и ответственность — качества, без которых ребёнок не сможет учиться. Знание правил поведения в школе, а также умение им следовать — вот над чем нужно работать, если в соответствующей графе ребёнок набрал 0 баллов.