Татьяна Кокшарова
Анализ создания условий и результатов работы воспитателя по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Усилия работников дошкольного образовательного учреждения сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации Российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Публикация «Анализ создания условий и результатов работы воспитателя по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни («Конвенция дошкольного воспитания»). В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано: «Дошкольное образование направлено на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» (глава 7, статья 64).
В соответствии с нормативными требованиями и с учетом приоритетного направления детского сада, работа в межаттестационный период была направлена на оздоровление воспитанников.
Эффективное оздоровление осуществляла с учетом состояния здоровья, возрастных возможностей детей и сезона года.
С целью создания условий по сохранению и укреплению здоровья детей, была проведена следующая работа :
Освоены и успешно внедрены здоровьесберегающие технологии : игротерапия, профилактика нарушения осанки у дошкольников, игровой массаж, «Гимнастика маленьких волшебников» М. А. Нестерюк, «Уроки здоровья» Л. И. Тихомировой, «Школа здорового человека» И. Н. Кулик, «Артикуляционная гимнастика» Нищева Н. В.
На основе этих технологий и методик разработала систему здоровьесбережения детей, которая включает в себя:
• закаливающие процедуры (обширные умывания прохладной водой, воздушные ванны, хождение босиком с использованием массажных ковриков, ходьба по дорожкам здоровья);
• ленивая гимнастика;
• «минутки здоровья» - в виде комплексов упражнений для снятия напряжения мышц спины и глаз, утомляемости, пальчиковую и дыхательную гимнастики, физминутки;
• физкультурные занятия, досуги и развлечения, прогулки с включением подвижных игр.
В рамках решения задач по формированию потребности к здоровому образу жизни были проведены тематические и практические мероприятия: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Спортландия», «Мойдодыр и его друзья», «Мы растем здоровыми», «День здоровья», «Чтобы никогда не болеть…»
Знакомила детей : с организмом человека, внутренними потребностями и возможностями; элементарными навыками ухода за собой; полезными свойствами продуктов. Содержание данной работы способствовало развитию у детей умения устанавливать причинно-следственные связи между здоровьем и деятельностью, способствующей здоровому образу жизни.
Мною разработаны картотеки : «Прогулочные карты», «Гимнастика для глаз», «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки» «Подвижные игры», «Народные игры», «Артикуляционные гимнастики».
Подобран методический и дидактический материал по оздоровлению и физическому воспитанию детей : «Вредная привычка», «Узнай вид спорта», «Зимние и летние олимпийские игры», «Команда чемпионов», «Спортивные игры», «Здоровый малыш», книга «Весёлая анатомия для малышей», раскраски «Виды спорта», демонстрационные карточки «Виды спорта», «Режим дня». и др. Оформлены альбомы: «Летние и зимние виды спорта», «Спортсмены России». Пополнен центр двигательной активности играми: «Солнышко», «Чья божья коровка быстрее добежит?», «Пройди на ведерках», «Тело человека», «Будь активным и здоровым».
Систематизировано взаимодействие с участниками образовательных отношений: родителями, специалистами, детьми.
В группе создан центр физического развития «Тропинка здоровья», который в межаттестационный период пополнен: лентами на кольцах, поддувашками, вертушками, атрибутами для подвижных игр: шапочками и масками, султанчиками; нетрадиционным спортивным оборудованием: гантелями из пластиковых бутылочек, массажерами из киндер сюрпризов, скакалками из подручного материала.
В 2019 году группа участвовала в смотре-конкурсе детского сада «Лучший физкультурный центр», в котором заняла 1 место.
Учитывая, что режим - основа оздоровительных и профилактических воздействий на организм ребенка, не допускала его нарушений. Соблюдала режим двигательной активности, постоянно проводила подвижные игры, игровые упражнения. Динамические паузы в непрерывной образовательной деятельности позволили сократить пребывание детей в статическом положении и предупредить психическое утомление. Во время прогулок, с учетом интереса детей, проводила спортивные игры и эстафеты, малые спартакиады, экскурсии.
В детском саду проводятся спортивные соревнования: «Зарница» совместно с папами, посвященная Дню защитника Отечества, Дни здоровья, Олимпийские игры, в которые я активно включаю своих воспитанников.
В рамках данного направления работы дети и родители принимали участие в городских мероприятиях: спортивная игра «Молодая гвардия» (2020г., 2021г.); Всероссийский день ходьбы (2020г.); городской конкурс «Спортивные звёздочки» (2020г, 2021г.); конкурс «Лучший видеоролик по безопасности жизнедеятельности» (2021г.); День снега (2020г., 2021г., 2023г.).
Воспитанники группы в 2021 году приняли участие в сдаче нормативов ГТО, где получили золотые и серебряные значки по результатам сдачи нормативов.
Таким образом, работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников была результативной. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что реализация современных методик и технологий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, способствовала развитию двигательной активности детей, укреплению их здоровья, позволила сформировать у детей интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой, к собственному здоровью.