Любовь Безрукова
Акварисование «Эбру» как одна из форм нетрадиционной техники рисования
▼ Скачать
АКВА РИСОВАНИЕ «ЭБРУ», КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ[/b]
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой этого вида искусства, сформированных навыков и умений, приёмов работы. Очень часто отсутствие этих навыков быстро отвращает ребёнка от рисования. Любое нарушение развития ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их несогласованные. Всё это говорит о том, что с детьми целесообразно проводить работу по формированию навыков рисования с помощью новых нетрадиционных техник. Одной из нетрадиционных техник является техника рисования на воде – Эбру.
Публикация «Акварисование „Эбру“ как одна из форм нетрадиционной техники рисования» размещена в разделах
Эбру – это древнее искусство рисования на воде. Процесс рисования на воде-особый творческий процесс, заставляющий с трепетом наблюдать происходящим. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества в технике Аква рисованияЭбру, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Для них эта техника особенно полезна, так как она помогает развивать воображение, моторику, дисциплинирует и воспитывает терпеливость и усидчивость. Кроме того, Аква рисование — это еще и настоящая арт- терапия. Нескольких минут контакта с водой хватает, чтобы ребенок выплеснул свои эмоции и отобразил свое настроение с помощью красок. Нет сомнения, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, когда на воде можно получить такие красивые и разнообразные узоры. С помощью воды дети учатся прислушиваться к своим желаниям, чувствуют уверенность, могут стать более раскрепощенным, а ведь это очень важно для деток, которые растут «закрытыми». А главное, что даже тот ребенок, который никогда не интересовался рисованием и не отличался особыми достижениями на занятиях изобразительной деятельности, с помощью этой техники рисования на воде может с лёгкостью создать свой шедевр.
Исходя из всего вышесказанного, мной была поставлена цель: повысить мотивацию детей к овладению нетрадиционными техниками рисования, познакомить детей с нетрадиционной техникой Аква рисования «Эбру».
Для достижения поставленной цели, решались следующие задачи:
- образовательные: создать для детей ситуацию нетрадиционным способом Аква рисования «Эбру», научить способу работы рисования на воде, формировать терпение и выдержку при работе с жидкими красками.
- развивающие: развивать фантазию, воображение, мыслительную и речевую деятельность, слуховое и зрительное восприятие, умение сравнивать и анализировать, развитие мелкой моторики рук.
-воспитательные: воспитывать терпение, самостоятельность, активность, инициативность; повысить личностную самооценку ребенка: дать ему почувствовать себя режиссером, художником и исполнителем волшебной сказки, воспитывать чувство радости при работе Аква рисовании.
Использование мной инноваций в работе с детьми открывает новые возможности преподнесения материала. Так как техника Эбру не является единственной нетрадиционной техникой, применяемой мною в работе с воспитанниками, тогда я создала в группе уголок для художественного творчества, в котором собрала все необходимые материалы для работы в нетрадиционных техниках рисования.
На втором этапе я познакомила детей с техникой, материалами, применяемыми в работе. Так как краски и основа для работы в технике Аква рисовании имеет специфический состав, мною были разработаны игры – экспериментирования, с помощью которых мы познакомились со свойствами различных красок.
Эксперимент №1. Рисование на киселе. Для этого эксперимента мы сварили негустой клейстер из крахмала. Раствор остудили, добавили в него канцелярский клей. Краски развели водой до жидкого состояния. Веерной кисточкой с помощью брызгсформировали фон, используя краски контрастных цветов. Мы увидели, что акриловые краски не смешиваются между собой, не тонут и не растворяются в воде, оставаясь на её поверхности и образуя неповторимые узоры. Гуашь образовывала точки, стекала вниз раствора. Бамбуковой палочкой набирали краску и ставили капли в раствор. Капли расходились кругами по поверхности. В центр образовавшегося круга ставили точки краской другого цвета, который также образовывал внутренний круг. Так мы использовали поочерёдно несколько цветов. С помощью бамбуковой палочки получившийся орнамент превращали в цветок. Затем на поверхность рисунка положили лист бумаги и, аккуратно стягивая о бортик подноса, снимали его. Рисунок оставался на бумаге.
Эксперимент №2. Рисование на молоке. Молоко — тоже жидкость, но оно гуще воды. Для этого эксперимента нам понадобилось 2 пакета молока жирностью 2,5% и 3,5%. Акриловыми красками мы нарисовали узоры и перенесли их на листы бумаги. Краски на молоке хорошо растекаются, выглядят сочно. Ярче узоры получились на молоке большей жирности. При переносе рисунков на бумагу, мы заметили, что рисунки на листах выглядят значительно бледнее, чем на молоке.
Эксперимент №3. Рисование на воде. В воду добавили глицерин. С помощью кисточки попробовали акриловыми красками набрызгать мраморные узоры, затем разрисовали их палочками. Мы заметили, что краска быстро падает вниз, рисунок на бумаге получается светлый.
Эксперимент №4. Рисование лаком для ногтей. В ёмкость налили тёплую воду. Кисточкой капали лак, который, растекаясь, образовывал круги. Лучший результат получился, когда мы использовали гель-лак и горячую воду. Полученный узор перенесли на пластмассовые коробочки, опустив коробочки в воду. Получилось красиво и стильно. По такой же технологии мы пробовали перенести рисунок на бумагу, но у нас ничего не получилось.
Эксперимент №5. Рисование на растворе из желатина. Используя желатин раствор получился слишком густой. Краски не тонули, но и не растекались по поверхности: рисунок Эбру не получился. Тогда мы развели раствор и попробовали ещё раз. Краска на поверхности держалась недолго, рисунок хорошо перенёсся на бумагу, но цвет неяркий.
С помощью техники Аква рисовании Эбру изображение, созданное на воде, можно переводить на бумагу, ткань, дерево, стекло, керамику, пластмассу и другие материалы. Самые яркие изображения получаются на клейстере из крахмала. Когда дети знакомятся с данной техникой, они очень любят просто экспериментировать – водя бамбуковой палочкой по поверхности воды, в дальнейшем начинают придумывать сюжетную композицию. Детям нравится выполнять задания на воображение и развития творческого мышления. В данной работе активизируется речь ребенка.
Хочется отметить, что техника Эбру напоминает собой арт –терапию. Также занятие не только увлекает, но и прекрасно успокаивает активных детей. Продолжая осваивать нетрадиционную технику Аква рисования с детьми, я пришла к выводу, что с помощью рисования Эбру можно развивать художественные навыки у детей, активизировать речь, а также раскрывать творческий, личностный потенциал ребенка, талант, который, как мы все знаем, дремлет в каждом из воспитанников.
Данную работу может провести любой воспитатель дошкольного учреждения. Многие рекомендации могут использовать так же родители и другие участники образовательного процесса.
Литература:
1. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками : нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий». М: Т. Ц. Сфера, 2005г
2. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для
воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.
3. Окульская, Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру / Л. В. Окульская. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 62-65.