Ильнура Гареева
Актуальные проблемы инновационной деятельности образовательных организаций в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Школа в современном мире - это целый путь в реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. В связи с этим, характерной особенностью развития образования России и отдельных ее регионов является наличие инновационных процессов, стремление педагогических коллективов преобразовать образовательные учреждения и учебно-воспитательный процесс в целом. Главной задачей педагогического коллектива на сегодняшний день стало введение новых технологий, форм и подходов к организации и содержанию учебных занятий, внеурочной деятельности, направленных не только на обучение, но и на развитие учащихся.
Публикация «Актуальные проблемы инновационной деятельности образовательных организаций в современных условиях» размещена в разделах
Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом. В ходе осуществления и распространения инноваций в сфере образования формулируется и развивается современная образовательная система — глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни.
Эта система представляет собой единство производственных инноваций в сфере образования : новых технологий (технологических инноваций, новых методов и приемов преподавания и обучения (педагогических инноваций); управленческих инноваций, включая экономические механизмы в сфере образования (экономические инновации) и институциональные формы в области образования (организационные инновации).
Инновационный образовательный процесс обеспечивает педагогическое проектирование субъект-субъектной системы качества профессионального образования педагога и студента. Именно педагогические инновации свидетельствуют о творческом потенциале субъектов педагогической деятельности и их готовности к работе в режиме развития.
Инновационная деятельность стимулирует глубокий аналитический подход к методической работе в новой образовательной ситуации. По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления руководителя, который с этими новшествами связан. Для осуществления инновационного процесса нужен особый настрой всех членов педагогического коллектива, что потребует внимания и дополнительных усилий от руководителей образовательных учреждений, так как сформированная мотивация персонала выступает важнейшим условием и гарантией положительного освоения того или иного запланированного новшества.
Актуальные проблемы инновационной деятельности образовательных организаций в современных условиях присутствуют в любой области профессиональной деятельности человека. Внедрение инновационных идей в образование относительно и применительно к педагогическому процессу означает введение всего нового в цели, содержания, методы и формы обучения и воспитания.
В России новейшие педагогические технологии создаются на исследованиях многолетнего педагогического опыта учителей, разрабатываются новые научные разработки, используя основу методик освоенных и используемых уже долгое время.
Инновационная деятельность преподавателя, подразумевает как непосредственного носителя знаний не только по предметной дисциплине, но и охватывая область психологии, педагогике, методам обучения и воспитания. В связи с этим учителя реализуют себя в инновационных проектах, разрабатывая и исследуя педагогические технологии.
В связи с внедрением нового возникают проблемы. Одна из них является обобщение и распространение педагогических технологий. Учителя выступают в качестве исследователя, автора и разработчика. Следующая проблема заключается во внедрении результатов и достижений инновационных проектов в образовании на практике. В такой ситуации высоко ценится роль и авторитет педагогических знаний.
Поэтому важным направлением в работе школ, органов управления образования становится оценка вводимых учителями педагогических инноваций.
Актуальным также становится вопрос о том, что современная система образования требует от учащихся школ и выпускников осуществления инновационной деятельности, однако отсутствуют специальные методы и приемы готовности к инновационной деятельности. В связи с этим возникают противоречия между отсутствием систематической программы готовности к инновационной деятельности обучающихся уже на этой ступени школьного образования. Существует и растет потребность в разработке условий обеспечивающих формирование способности и готовности учащихся к новым видам и формам деятельности, носящей инновационный характер.
Опираясь на мнение и многолетний исследовательский опыт М. В. Кларина, Н. И. Лапина, В. Г. Суворнина можно утверждать, что инновационная деятельность рассматривается как деятельность, направленная на создание новшества, как творческий процесс, направленный на достижение поставленной цели, реализуемый активной, самостоятельной, целеустремленной и творческой личности.
Инновации также связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни. Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования. Эффективность инновации выступает признаком её результата и позволяет делать вывод о том, насколько она принята образовательной системой.
М. В. Богуславский считает, что вообще следует отказаться от сведения содержания образования к учебным предметам или их модификациям (интегрированные, изолированные курсы и т. д.). Содержание образования - это все виды деятельности, которые программируются в рамках классной, общешкольной, внеклассной, внешкольной работы. Такое видение содержания образования обеспечивает широту понимания общего образования, многопрофильность интересов и общения с макросредой, участие в социальной жизни разного типа.
В условиях инновационных изменений отдельные компоненты социально-психологического климата могут являться преградой, барьером нововведениям, не могут и способствовать быстрому, относительно безболезненному становлению нового, созданию «условий наибольшего благоприятствования» для инноваций. Эти формы проявления социально- психологического климата в условиях нововведений зависят от многих факторов, от значимости нововведения и порождаемых им изменений для коллектива, от масштаба и структуры изменений, от прошлого инновационного опыта коллектива и т. д.
Инновационные процессы, обеспечивающие развитие школы, требуют особого управления, вследствие того что школа, развивающаяся на основе инноваций, значительно отличается от тех школ, целью которых является поддержание раз и навсегда установленного порядка работы (М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.). Поскольку инновации в образовании подразумевают введение нового в цели, содержание, методы и формы работы, в школе, работающей в инновационном режиме, объектом управления становятся цели, содержание, методы и формы осуществления учебно-воспитательного процесса.
Также заслуживает внимания соотношение понятий «инновация» и «улучшение». Исходя из того положения, что целью нововведений является повышение эффективности деятельности, её качества, экономичности, удовлетворенности работников и «заказчиков» результатами труда, понятие инновационности отождествляется также с понятием предприимчивости – внимания, «бдительности» к новым возможностям улучшения работы.
Главное отличие слова «инновация» заключается в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, связанную с внедрением. В рамках этого подхода инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не дала результат.
Инновация может относиться как к радикальным, так и постепенным изменениям в процессах, «продуктах» труда, стратегии организации деятельности (инновационная деятельность).
Таким образом, инновации рассматриваются с различных точек зрения - в «связке» с технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др.
И в заключении хочется отметить, что решение проблем модернизации образования невозможно без углубления и расширения фронта научных исследований и комплексных инновационных разработок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3 (дата обращения : 21.02.2017)
2. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 33. (дата обращения : 21.02.2017)
3. Ильенкова С. Д., Шумпетер Й. Инновации в образовании : Учебник. М. : Юнити, 2008. (дата обращения : 24.02.2017)
4. Коннова Н. М. Инновационная направленность развития педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей в условиях взаимодействия с высшими учебными заведениями (из опыта работы) (дата обращения : 26.02.2017)
5. Макарова С. Э. Инновации в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL : https://web.snauka.ru/issues/2015/01/45538 (дата обращения : 26.02.2017).
6. Меркулина И. А., Слободян А. А., Хачатрян А. А. К вопросу о современных тенденциях развития системы дополнительного профессионального образования. (дата обращения : 20.02.2017)
7. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика : методология, теория, практика: Научное издание, – М. : Изд. УНЦ ДО, 2005. (дата обращения : 16.02.2017)
8. Пугачёва, Н. Б. Источники инноваций общеобразовательного учреждения/ Н. Б. Пугачёва// Завуч. - 2005. - № 3 (дата обращения : 18.02.2017)
9. https://www.docme.ru/doc/580278
10.https://nenuda.ru/проект-мобильная-образовательная-среда-школы. html
11.https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-usloviya-modelirovaniya-mobilnoy-obrazovatelnoy-sredy-vuza
12. https://worldskills.ru/juniorskills/
13. https://web.snauka.ru