Получи документы

Проблемы семейного воспитания в современных условиях

Марина Чмутова
Проблемы семейного воспитания в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы

Проблемы семейного воспитания в современных условиях

«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

В. А. Сухомлинский

Если проводить параллель, то можно сказать, что капля воды – это наше общество, частью которого является семья, а солнце – ребенок, который получает воспитание изначально в семье. Какие же возникают изменения и проблемы? Почему это происходит? Почему в современных условиях “лучи солнца” светят по-другому?

Публикация «Проблемы семейного воспитания в современных условиях» размещена в разделах

Для ребенка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Одна из главных функций семьи - воспитательная : воспитание детей, самореализация в детях [1]. Самореализация в детях – отражение своего Я в детях. Современные дети показывают, что изменились ценности взрослых. Основные изменения произошли в замене таких ценностей, как трудолюбие, послушание, аккуратность, уважение на стремление отдохнуть, ставить в центр материальные блага, думать много о себе. Современное общество изменилось так, что утратило силу главенство отца в семье, роль матери в воспитании детей, подчинение детей родителям. Наблюдается равенство в общении с детьми. Например, я наблюдала следующее: мама задерживалась и не пришла, как обычно, после сна забрать ребенка, мальчик 4,5 года ее ждал и произносил такую фразу - “Ну где же моя мама? Ну придет, получит она у меня!” Дети руководствуются своими принципами, что приводит к спорам с родителями, к неуважению старших. Идет ориентация на воспитание таких качеств, как самостоятельность, активность и независимость. [2]. Вот реальный пример поведения современного ребенка (девочка 4,5 года и девочка 8 лет) в семье: ”Дочка (4,5 года) очень разборчивая во всем, она поступает так, как считает нужным, сама в нужное ей время берет еду в холодильнике, ест, что ей хочется (не всегда полезное, понятия завтрак, обед и ужин в семье не существует. ” Мама идет на поводу у ребенка, понимая это, она не может ничего изменить. А когда повышает голос и ругается за неправильные поступки детей, то слышит такие фразы от дочки (8 лет) : ”Папа, когда ты найдешь нам другую некрикливую маму! ”. Разве могли мы во время XX века о таком подумать и так сказать! На данном примере прослеживается проблема затруднения родителя в воспитании своего ребенка. Родители не имеют педагогического образования, им тяжело справляться с современными детьми.

Однако основная задача современного воспитания – подготовить ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни, той которую диктует нам общество. А оно требует ориентации на вышеуказанные новые качества – самостоятельность, независимость. Но надо их уметь направлять в нужное русло. Исследования показали,что гораздо легче адаптируются к сегодняшней жизни те дети, чье воспитание носило демократический характер и чьи родители стремились привить своим детям более современную систему ценностей. В связи с изменениями условий российская семья претерпевает кризисы: экономические и социальные. Экономические – потеря работы, низкий уровень оплаты труда и пособий, удорожание содержания ребенка в семье, медицинского обслуживания и пр. Среди социальных причин чаще встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень и негативный воспитательный потенциал семьи. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, у него формируются неадекватные стереотипы семейного и общественного поведения, отсутствуют образцы позитивного поведения членов семьи. [3].

Нельзя не затронуть проблему техносферы, в которой живет современное общество. Через CМИ (интернет, телевидение) идет большой объем информации. Зачастую информация агрессивная. Родители проводят время в социальных сетях и завлекают туда детей. Ведь ребенок воспитывается на примере своего родителя. Все время взрослых проходит у компьютера, и ребенок не имеет представления о том, что можно вместо сидения за компьютером шить, рисовать, печь и т. п. Культ “хозяек” уходит в прошлое. Медики рекомендуют проводить детям за компьютером от 10 до 20 минут в зависимости от возраста, а они сидят по 2,3 часа, а то и целыми днями. А ведь рисование, лепка и прочее, куда более полезно в дошкольном возрасте. Конечно, не надо исключать полностью общение ребенка с компьютером, планшетом – нам время диктует их использование, но надо направлять общение с техникой на саморазвитие ребенка. Например, использовать игры, мультики и прочее, которые направлены на развитие мышления, внимания, памяти, творческих способностей ребенка.

Зачем нужен родителю ребенок? Хочется рассмотреть такие современные варианты семейного воспитания и проблемы, которые возникают при этом:

1. “Ребенок напоказ”. Все сказано этими строками:

“Обыкновенно отцы и матери воображают, что они любят своих детей бескорыстно, но на самом деле это редко бывает. Если вы наряжаете своих детей, как куколок, с целью ими любоваться или вызвать восторг от посторонних людей, если вы доставляете им удовольствия, несоответствованные их возрасту, вводите их в круг веселящихся взрослых людей, если вы ищете случая, где бы ваши дети могли отличаться перед другими, или услаждаетесь похвалами, расточаемыми им в их присутствии, то ваша любовь не бескорыстна: вы не замечаете, что здесь работает ваше тщеславие, которое воспитывает честолюбцев, людей поверхностных, не способных ни на какие движения без расчета на личные выгоды”. В. Я. Стоюнин

2. “Ребенок - помеха”.

Родители такого ребенка ставят на первое место свои дела и потребности, а ребенка заинтересовывают телевизором, ограничивают его двигательную активность с раннего детства, делают все за него (одевают, раздевают, убирают игрушки, так как у них мало времени. Потом вырастает лодырь, неряха и лежебока.

“Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности. ” П. Ф. Лесгафт

3. ” Ребенок – центр вселенной”

Ребенок занимает в семье центральное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Родители его всегда оправдывают. И растет из такого ребенка эгоист и баловень, не имеющий представления о нормах и правилах поведения. Мне как-то было неудобно за маму девочки (6-7 лет, с которой я ехала в транспорте – дети громко разговаривали, веселились, прыгали, в транспорте ехали пожилые люди. И когда я сказал, что надо вести себя потише, что это общественный транспорт от мамы я услышала такие слова: “Да ладно, это же дети, им надо покричать, попрыгать!” Вот этим и сказано все о воспитании этой семьи! Да, им надо попрыгать, покричать, выплеснуть эмоции! Но не в общественном же транспорте! Куда же девается культура поведения?

“Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными ”. Д. Дидро

Родители не являются педагогами, не видят себя со стороны. Из практики видно, что, чаще всего, они не задумываются о последствиях воспитания своих детей. Дошкольное образование в современных условиях является той важной ступенькой в развитии ребенка, где смогут направить родителя по нужному пути. Для решения проблем воспитания ребенка в семье необходимо создавать благоприятные условия в группе, атмосферу тепла и доброжелательности, чтобы каждый родитель хотел обратиться к воспитателю за консультацией. Необходимо проводить проектную деятельность, которая сплочает взаимодействие детей с родителями и детским садом. С помощью проектов можно решать разнообразные вопросы, направленные на семейное воспитание, причем родители даже об этом не догадываются. Они выражают радость от удовольствия, которое получают на презентации проекта. Позитивный и довольный родитель – это залог хорошей, спокойной атмосферы в семье. Что и является важным условием для воспитания гармонически развитой личности. Мы – работники детского сада поможем дать чистое отражение солнечных лучей, о которых говорил В. А Сухомлинский. Ведь воспитатель - это второй родитель для ребенка и друг семьи, который всегда придет на помощь в трудной ситуации.

Непрерывное обучение взрослых и детей не даст развиваться проблемам и исключит многие ошибки!

Публикации по теме:

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы)Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях» В современном мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического воспитания очень актуальна и является одним из центральных.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Проблемы социально-личностного воспитания в ДОУПроблемы социально-личностного воспитания в ДОУ Социально-личностное воспитание - это один из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Работа с родителями в современных условияхРабота с родителями в современных условиях В современных условиях достичь высокого качества образования дошкольников, возможно только при активном сотрудничестве с родителями. Наша.

Развитие способностей детей в условиях семейного воспитания «Каждое дитя до известной степени гений» А. Шопенгауэр. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно,.

Сценарий выпускного утренника группы семейного воспитания в условиях самоизаляцииСценарий выпускного утренника группы семейного воспитания в условиях самоизаляции Сценарий выпускного утренника группы семейного воспитания в условиях самоизаляции. Все действия происходят по скайпу и часть снята на видео. Дома.

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУВзаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУ Воспитатели: Стародумова Т. И., Школа Ю. Б. Каждый из нас знает и использует различные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы семейного воспитания в современных условиях
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 08:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы семейного воспитания в современных условиях» (включая файлы) размещена пользователем Марина Чмутова (УИ 1841564) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД