Папки-передвижки

Акмеология, как наука: предмет, область исследований, цели и задачи. Профессиональная ориентация личности

Надежда Проказина
Акмеология, как наука: предмет, область исследований, цели и задачи. Профессиональная ориентация личности
▼ Скачать + Заказать документы

Акмеология как наука : предмет, область исследований, цели и задачи.

Профессиональная ориентация личности.

Акмеология – молодая и интенсивно развивающаяся область знания, имеющая своим предметом зрелость человека, и в узком значении – профессиональную зрелость, или профессионализм. Она находится на стыке многих областей знания и реализует интегративный подход в исследованиях зрелости. Родовой наукой для акмеологии является психология, но на сегодня акмеология вышла за ее пределы. В силу интегративного характера акмеологии в акмеологических исследованиях широко применяются различные методы науки, и прежде всего психологические. В то же время в акмеологии уже создан собственный методический инструментарий, базирующийся на акмеологическом и акмеографическом подходах. Акмеология развивается по пути дифференциации, что находит отражение в появлении многочисленных новых отраслей прикладной акмеологии.

Публикация «Акмеология, как наука: предмет, область исследований, цели и задачи, Профессиональная ориентация личности» размещена в разделах

Большое внимание в акмеологии уделяется факторам, которые, взаимодействуя друг с другом, позволяют человеку достигнуть уровня «АКМЕ» (иначе говоря «ВЫСШЕЙ СТУПЕНИ», «ВЕРШИНЫ»).

Предмет акмеологии - объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (способности, компетенции и др.) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.

ЗАДАЧИ АКМЕОЛОГИИ

Задача 1

Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости. Прослеживание зависимостей между индивидными, личностными и субъектными характеристиками взрослого человека и особенностями его формирования и развития на предшествующих его взрослости этапах, а также воздействия на них его собственного жизнетворчества.

Человек существует и развивается как индивид (живой организм, как личность и как субъект деятельности. Акмеология всесторонне освещает особенности развития человека на ступени зрелости и как индивида, и как личности, и как субъекта деятельности

Задача 2

Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в их индивидном, личностном и субъектном развитии, прослеживание и определение их общих, особенных и единичных характеристик.

Характер и уровень проявления у человека индивидных, личностных и субъектных особенностей на всем протяжении ступени зрелости переживают и взлеты, и падения. Это относится и к состоянию его здоровья, и к его личностным проявлениям, и к проявлениям себя в разных видах деятельности.

Вершины в развитии, когда человек достигает наиболее высокого уровня в состоянии своего здоровья, когда в своих поступках он наиболее полно проявляет усвоенные им основные ценности жизни и культуры, а в своих деяниях в главной для него области труда устойчиво проявляет профессионализм, свидетельствуют о том, что он достиг в этом своем развитии «МАКРОАКМЕ».

Предваряют это достижение человека большого «акме», как правило, «МИКРОАКМЕ».

Задача 3

Изучение процесса овладения человеком профессией и достижение в ней мастерства как одной из форм его «акме». Выявление общего, особенного и единичного в профессионализме и путях его достижения у людей, занятых в разных сферах деятельности. Теоретическое обоснование и практическая разработка технологий, оптимизирующих процесс формирования и развития профессионализма у людей, представляющих различные сферы труда.

Задача акмеологии состоит в том, чтобы при изучении труда профессионалов экстракласса в разных областях деятельности выделить общее, что их объединяет, и таким образом научно раскрыть содержание явления высокого профессионализма и особенности его формирования

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Профессиональная ориентация - система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии.

Профессиональное самоопределение - выбор профессии и последующее формирование человека как профессионала.

Профессиональная ориентация – это совокупность экономических, медицинских, социальных, психологических и педагогических мероприятий, направленных на развитие профессионального призвания, выявление интересов, способностей, пригодности и других элементов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.

Основные формы профориентации :

1. профессиональное просвещение – воспитание осознанной потребности в труде: начальная профессиональная подготовка студентов и школьников через уроки труда;

2. профессиональная информация – комплекс мероприятий по ознакомлению молодежи и прочих лиц с ситуацией на рынке труда

3. профессиональная консультация – это содействие определившимся в выборе профессий предлагаемых работодателем, через изучение личных качеств консультируемых индивидов с целью выявления состояния здоровья, направленности и интересов, структуры способностей и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения

4. профессиональная пропаганда – разновидность профессионального просвещения, которая представляет собой информационную деятельность по привлечению внимания к определенной профессии или специальности путем показа ее привлекательных сторон с критикой конкурирующих на рынке профессий или специальностей

5. профессиональная реклама – неотъемлемый элемент рынка труда, представляющий собой информацию о характере и состоянии конкретного вида профессиональной деятельности, должностях, требующих замещения специалистами, с целью их популяризации, создания кадрового спроса и его согласования с кадровыми предложениями;

6. профессиональная пропедевтика – различные формы участия человека в тех или иных сторонах будущей профессиональной деятельности, предваряющие принятие окончательного решения о выборе профессии;

7. профессиональный предварительный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека еще на этапе выбора профессии путем знакомства его с требованиями профессии, изучения личных особенностей, предоставления возможности включиться в определенную деятельность.

Вершины в профессиональном развитии человека

Профессиональное «акме» - это кульминация, пик, оптимум в профессиональном развитии человека на данном отрезке жизненного пути.

Профессионал — это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ — это интегральная психологическая характеристика человека труда, отражающая уровень и характер овладения человеком профессией, означающая, что человек выполняет свою трудовую деятельность на уровне высоких образцов, сложившихся в профессии к настоящему времени.

Профессионализм включает обеспечение человеком высокой результативности труда, эффективное выполнение профессиональной деятельности во взаимодействии с другими людьми, наличие профессионально важных качеств личности у человека труда. Поэтому

Понятие "Профессионализма" охватывает три стороны труда:

Профессиональная деятельность — это активность человека, направленная на преобразование предмета труда с целью получения результата, отвечающего общественным и. материальным и духовным потребностям.

Профессиональное общение — это активность человека, направленная на установление взаимодействия и сотрудничества с другими людьми в процессе преобразования предмета труда; профессиональное общение может быть рассмотрено как одно из средств повышения эффективности профессиональной деятельности.

Личность профессионала - это совокупность психических свойств, состояний человека труда, создающих возможности выполнения им профессиональной деятельности и вместе с тем изменяющихся и совершенствующихся в ходе труда.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — это способность человека решать определенный круг профессиональных задач.

Публикации по теме:

Цели и задачи детского театраЦели и задачи детского театра ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕТСКОГО ТЕАТРА Гребенюк Т. А. (музыкальный руководитель) Свою статью я хочу начать с общеизвестной крылатой фразы: «Бабу-Ягу.

Цели, задачи и методы обучения детей младшего дошкольного возраста аппликации Аппликация - один из наиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур,.

Доклад «Цели и задачи по ознакомлению дошкольников с малой Родиной» Учитывая современные требования Федерального государственного образовательного стандарта, работа педагогов направлена на реализацию определенных.

Доклад по теме основные цели и задачи в старшей группе по программе «От рождения до школы» Основные цели и задачи образовательной деятельности. 1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Будим формировать в детях.

Использование ИКТ в ДОУ: цели и задачи Использование ИКТ в ДОУ Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного.

Как правильно формулировать цели, задачи к ООД Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание,.

Музейная педагогика в детском саду: цели, задачи, методы работы Актуальность. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения.

Основные цели и задачи нравственно-патриотического воспитания в рамках реализации ФГОС дошкольного образования Таким благоговейным, любовно - бережным отношением к отчему краю отличались и наши предки, с глубоким чувством называвшие свою Родину «светло.

Патриотическое воспитание дошкольников: цели и задачи Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, родной природе, культурному достоянию своего.

Протокол родительского собрания «Цели и задачи общеобразовательного процесса»Протокол родительского собрания «Цели и задачи общеобразовательного процесса» Протокол №2 Проведение родительского собрания Дата: 15 сентября 2017 Присутствовало:__ человек Председатель: Мирошникова Секретарь: Смирнягина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Акмеология, как наука: предмет, область исследований, цели и задачи. Профессиональная ориентация личности
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 09:01
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Акмеология, как наука: предмет, область исследований, цели и задачи. Профессиональная ориентация личности» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Проказина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД