Иванова Елена
Агрессивное поведение дошкольников: причины, профилактика и коррекция
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивное поведение дошкольников :
причины, профилактика и коррекция.
Ребенка можно сравнить с зеркалом.
Он отражает, а не излучает любовь.
Если ему дать любовь, он возвращает ее.
Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.
Р. Кэмпбелл
Публикация «Агрессивное поведение дошкольников: причины, профилактика и коррекция» размещена в разделах
Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника.
Профилактика агрессивного поведения для родителей
«Не воспитывайте детей, воспитывайте себя,
потому что всё равно они будут похожи на вас».
Ограничьте поступление в жизнь ребёнка сцен агрессивного поведения (дайте пример эффективного поведения и исключите наносную агрессию СМИ)
Коррекция агрессивного поведения
• Выявление и устранение причины
• Научить чувствовать состояние гнева, выражать своё состояние и выплёскивать напряжение на неживой объект (перенос, сублимация)
• Формирование способов эффективного поведения (беседы, сказкотерапия, драматизации, игровые технологии)
• Обучение релаксации и саморегуляции состояния
• Обязательно запрет на физическую агрессию и наказание (но не физическое).
Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей
1. Игры с правилами
2. Игры-соревнования
3. Игры – драматизации.
4. Коллективные дидактические игры.
5. Сюжетно-ролевая игра.
6. Психотехнические освобождающие игры. Режиссерские игры.
7. Народная игра.
Дети с высоким уровнем тревожности чаще других проявляют агрессивные действия, которые выступают в качестве:
1. средства достижения какой-нибудь значимой цели;
2. как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
3. как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено в драчливости, грубости, «задиристости», а может иметь форму скрытного недоброжелательства и озлобленности.
Профилактика агрессивного поведения
Для профилактики детской агрессивности важно поддерживать в коллективе детского сада атмосферу заботы, поддержки, а также теплоты. Также такая атмосфера должна поддерживаться и в семье ребенка, так как чувство защищенности и уверенность в любви родителей способствует более продуктивному развитию ребенка. Чем более уверенным является ребенок, то тем реже он будет испытывать чувство гнева, зависти, тем меньше он будет проявлять агрессивность.
Важно помочь ребенку научиться владеть собой, контролировать собственное поведение. Дети должны иметь представление о последствиях того или иного своего поведения, а также знать о том, как их действия могут восприниматься окружающими людьми. Следует также обсуждать педагогам спорные моменты с родителями и объяснять причины тех или иных поступков, все это способствует формированию и развитию такой важной характеристики, как чувства ответственности за поведение у родителей.
Ребенок имеет право выражать собственные негативные эмоции, вместе с тем, делать это оно должен не только посредством крика, визга, драк, ломания и швыряния игрушек. Необходимо дать понять ребенку, что его агрессивное поведение никогда не принесет выгоды.
Основная задача и педагогов и родителей заключается в том, чтобы научить дошкольника правильным образом направлять и проявлять собственные чувства, то есть обучить ребенка разряжаться – избавляться от негативных чувств и эмоций, но только социально приемлемыми способами.
Методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей.
-Игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игр;
-Психогимнастика;
-Релаксация;
-Арт-терапия.
Чаще всего в своей работе мы применяем следующие способы:
Упражнения на разрядку гнева: бить подушку или боксерскую грушу, топать ногами, написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу, втирать пластилин в картонку или бумагу, спортивные игры, вода хорошо снимает агрессию, рвать бумагу.
Так же в работе используем техники релаксации для детей: упражнение “Апельсин (или лимон)”, «Сильный ветер», «Шарик» ( Цель: расслабление мышц живота).
Так же используются подвижные игры: «Два барана" ,"Тух-тиби-дух" ,"Прогулка с компасом".
Ещё используются психотехнические игры: «Тир», «Цыплята».
Активно используем арт-терапию и музыкотерапию.
Рекомендации родителям
по профилактике агрессивного поведения :
- Будьте терпеливы и внимательны к нуждам вашего ребенка;
- Дети копируют поведение родителей. Покажите ребенку неагрессивную модель поведения;
- Не ссорьтесь и не выясняйте отношения в присутствии ребенка;
- Будьте последовательны в применении наказаний. Они не должны быть унизительными для малыша;
- Обучайте ребенка приемлемым формам проявления негативных эмоций. Отрабатывайте с ним умение неагрессивно реагировать в сложных ситуациях;
- Развивайте в малыше способность к сочувствию и умение брать ответственность за свои поступки на себя;
- Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
- Дайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой он есть.
- Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
- Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
- Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
- На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
- Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему можно предложить, громко спеть любимую песню, пробежать несколько кругов возле дома или вокруг сада, покидать мяч об стену, порвать бумагу; устроить соревнование «Кто громче крикнет?», «Кто выше прыгнет?», «Кто быстрее пробежит?»
Наши советы родителям:
1. Для начала взрослым нужно работать над собой, ведь их поступки и поведение всегда служат примером для детей. При ребенке не должно быть никаких ссор и конфликтов.
2. Не нужно родителям наказывать ребенка по любому поводу. Ребенок больше нуждается в любви и понимании, а не в постоянных наказаниях.
3. Когда ребенка начинает одолевать злоба, нужно постараться сразу переключить его внимание на что-то интересное и увлекательное.
4. Если ребенок проявил агрессию, нагрубил или кого-то обидел, нужно с ним поговорить. Объяснить, что так поступать нехорошо, что такие поступки огорчают маму или папу, но при этом любить меньше его никто не стал. Он должен чувствовать поддержку своих близких.
5. Если ребенку нужно избавиться от негативных эмоций, можно предложить ему побить подушку или порвать старые газеты. А также специально для этой цели купить боксерскую грушу.