Бубнова Валентина
Агрессивное поведение дошкольников. Причины и коррекция
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивное поведение дошкольников. Причины и коррекция.
Виды агрессивного поведения
Проявления агрессии : агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте приобретает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессии, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.
Публикация «Агрессивное поведение дошкольников, Причины и коррекция» размещена в разделах
Наиболее часто наблюдаются прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий (позову бандитов, они тебя побьют) до прямых оскорблений (толстуха, дурак, нытик). У некоторых проявляется физическая косвенная и прямая агрессии.
Среди агрессивных детей отчетливо выделяются 3 группы. Различаются они по внешним поведенческим проявлениям (частота и степень жестокости действий, психологическим характеристикам (уровень интеллекта и произвольность, уровнем развития игровой деятельности, социальным статусом в группе сверстников.
Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции – кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. В общем психическом развитии ребенка имеется некоторое отставание. Его обостренная потребность во внимании и признании со стороны сверстников не может реализоваться через традиционные формы. В качестве средства самоутверждения используются агрессивные действия.
Вторую группу составляют дети, которые используют агрессивную форму поведения как норму при общении со сверстниками. Их агрессивные действия – форма достижения конкретной цели. Положительные эмоции испытываются в момент достижения результата, а не в момент проявления агрессии. Вторая группа, в отличии от первой, не стремится привлечь к себе внимание. Среди проявлений форм агрессии, чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая не отличается особой жестокостью. Ориентир делается исключительно на свои желания, эмоции сверстников игнорируются.
В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому – самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение другим. Дети третьей группы в основном используют прямую вербальную и физическую агрессию. Причем действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Так, безо всякой видимой причины, ребенок может схватить другого за волосы и бить головой об стену, или столкнуть с лестницы и с удовольствием наблюдать как жертва кричит и плачет. Обычно выбираются более слабые жертвы. Совершенно отсутствует при этом чувство вины или раскаяния. Норма и правила поведения открыто игнорируются. Для детей этой группы особо характерны обида, мстительность.
Причины агрессии дошкольников.
На формирование агрессивности у ребенка влияют 4 момента:
1) негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие);
2) терпимость матери к проявлениям агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (поощрение такого поведения);
3) суровость дисциплинированных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
4) индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).
Доминирующей причиной появления агрессивного поведения – отношение родителей к своим детям.
Рекомендации для родителей: значение игры в жизни ребенка велико. Некоторые игры негативно влияют на его психику, вызывают агрессию. Поэтому очень важно правильно выбирать игрушки своим детям и учить в них играть.
Современные дети смотрят телевизор гораздо чаще. Родители, занятые работой и домашними делами, часто усаживают ребенка перед экраном, чтобы не мешал. Дети до 8 лет подражают действиям других: родители, герои, сверстники. Чрезмерная демонстрация на телевидении сцен насилия не только стимулирует временное ситуативное повышение агрессивности, но и способствует закреплению моделей агрессивного поведения.
Т. е., на агрессивное поведение влияет то, как родители воспитывают, общаются, что покупают и разрешают.
Коррекция агрессии.
Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:
- обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
- обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
- отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
- формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.
Как перевести гнев в мирное русло:
Шаг первый: озвучить состояние ребенка. Это очень важно, ведь ребенок учится распознавать свои эмоции при условии, что взрослый ему их называет. Если ребенок явно на что-то или на кого-то разозлился, то важно сказать ему, что вы видите его состояние: «По-моему, ты злишься на что-то».
Шаг второй: присоединиться к чувствам ребенка. К сожалению, очень часто мы обходим этот момент и сразу начинаем давать советы, нравоучения. Дело в том, что только присоединившись к чувствам ребенка мы помогаем ему от них освободиться, успокоиться. Когда ребенок сердится, он часто говорит о том, как хотел бы отомстить обидчику. В таких случаях следует говорить, что вы понимаете сильные эмоции ребенка: «Чувствуется, что ты зол и готов доставить обидчику много неприятностей» и т. п. Такими комментариями вы, с одной стороны, показываете ребенку, что действительно готовы выслушать и помочь, а с другой – расширяете его представления о том, что конкретно задело и стало причиной агрессии.
Шаг третий: помочь ребенку выразить гнев адекватным способом. Агрессию ребенок в той или иной форме должен выместить, он не сможет долго сдерживаться. Понятно, что драка, укусы, плевки, ругань – это запрещенные приемы. Однако важно, чтобы было произведено реальное действие. Можно попросить ребенка звуком или движением выразить злость, которую он испытывает в данный момент. Пусть это будет вопль, рычание, топанье ногами, биение подушки, швыряние мягких кубиков в стену. Рекомендуется нарисовать свой гнев, а потом лист скомкать или разорвать. Хорошо, если взрослый сделает тоже самое вместе с ребенком. Если удастся действительно искренне позлиться, то ребенок быстро успокоится.
Шаг четвертый: обсудить случившееся. Теперь стоит в спокойном тоне обговорить все.
Игры и занятия с детьми для снятия агрессии.
1. Купить подушку цилиндрической формы, придумать ей простое имя (Бобо, Жужу). Когда у ребенка появится желание подраться, кусаться, толкнуть кого-то или стукнуть, надо объяснить, что детей и взрослых нельзя стукать. Но вот есть Бобо, который будет рад подраться.
2. Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком и глиной. Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина.
3. Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции.
4. Релаксация, расслабление. После снятия излишней напряженности, положите ребенка «поспать», «поплавать на надувном матрасе» - обеспечьте состояние покоя. Пусть это будет даже всего одну минуту.
5. Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка произвольно контролировать свое поведение, а значит и эмоциональное состояние.
6. Выражение своего гнева через рисунки.