Наталья Першина
Агрессия и способы ее преодоления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА «Что делать, если ребенок агрессивен?»
Цель консультации: психолого-педагогическое просвещение педагогов о причинах и способах преодоления детской агрессии.
Ресурсы: раздаточный материал, ёлочные игрушки, рулон туалетной бумаги.
План изложения материала:
1. Что такое агрессия.
2. Формы детской агрессии
3. Способы её преодоления и психологические игры.
Публикация «Агрессия и способы ее преодоления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка — большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» улиц, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать других. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокаиваются до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Например, такой ребенок будет сознательно одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит ее крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать, и только получив утешения и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли, очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребенка единственный механизм «выхода» психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.
Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным.
Только поняв и приняв это, взрослые «догадаются», что ребенок, ни в чем не виноват, и если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.
2. Основные формы агрессии :
Недеструктивная агрессия (настойчивое, враждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний.
Враждебная деструктивная агрессия — это поведение, причиняющее боль. Такая агрессия накапливается и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм — переживание чрезмерной боли или стресса. Эта форма агрессии может приводить к возникновению эмоциональных конфликтов, чувства вины, формировать грубые черты характера. А так же уменьшать способности к адаптации. Не находя выхода, агрессивность накапливается, стабилизируется, становится чертой характера. Эмоционально окрашивают все стороны жизни человека. Нужно помнить, что агрессивность - феномен накопительный.
Для агрессивных детей полезны игры на выплескивание агрессии, приятные тактильные контакты. Игры, в которых к агрессивному ребёнку проявляется доброе внимание и участие, а так же необходимы каждодневные приятные контакты и поцелуи.
Проигрывание с родителями игры «Ёлочка» и «Салют». Получение обратной связи от участников игр.
Игры на выплёскивание агрессии
«Подушечные бои» (для детей с 5 лет)
Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за.» Замечание: Игры начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию.
«Уходи, злость, уходи» (для детей с 4лет) Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком: «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты. Предостережение: Следите, чтобы, ударяя руками по подушке, дети не попадали по рукам соседа.
Игры на эмоциональную поддержку и приятные тактильные контакты.
Волны (дети сидят в кругу) (с 4 лет).
Цели: снятие напряжения, создание положительных эмоций. Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.
Инструкция. «Наверное, вы любите купаться в речке, в пруду, но особенно в море. Почему в море? Наверное, потому, что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем «пошуршать», как волны, когда они накатывают на камушки, на берегу, попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они говорили бы: «Мы любим вас, мы любим вас».
Затем, ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя»
Котенок (дети сидят в кругу) (с 4 лет).
Цель: помогает детям выразить свои эмоции, снять напряжение, проявить способность к сопереживанию.
Инструкция. «Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? Л у кого дома есть кошка? Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он испуган, он ведь первый раз в чужом доме. Кто может показать, как двигается этот котенок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, помогите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: каждый из детей попробует познакомиться со своим котиком, успокоит его, чтобы он перестал бояться. Притекает его и уговорит уснуть на коврике». Когда «котята» уснут, игра заканчивается.
Елочка (с 5 лет).
Дети стоят в кругу, один ребенок стоит в центре с шишкой руке — он изображает елочку.
Цели: вызывает положительные эмоции, способствует усвоению абстрактных понятий, развитию воображения. Дает ребенку возможность почувствовать себя в центре внимания других.
Материал: шишка, серпантин, фонарики, мелкие фигурки на ниточках.
Инструкция. «Давайте представим себе, что скоро новый год и нам нужно нарядить нашу елочку. Жаль, что у нас нет настоящих игрушек, но мы можем повесить на елочку волшебные игрушки. Пусть каждый из вас думает, какую игрушку он хочет повесить на нашу елочку потом подойдет, повесит и скажет о своей игрушке. Ведущий показывает, как надо «вешать игрушки», обязательно прикасаясь к «веточкам» — телу ребенка. Некоторые дети могут затрудниться придумать игрушку, ведущий может им помочь. Придуманные игрушки могут быть предметными, так и абстрактными, например, можно весить на елочку улыбку, дружбу, ласковое слово и т д. Можно украсить «елочку» реальными предметами: серпантином, фонариками, мармеладными фигурками на ниточках. В конце игры каждый без помощи рук съедает одну мармеладную фигурку. Ребенку в роли елочки мармелад торжественно вручается. Игра заканчивается хороводом вокруг елочки. Игра может повторяться в другие дни с разными елочками.
Салют (с 4 лет).
Цели: снятие напряжения, создание положительных эмоций. В игре все имеют шанс выразить себя и привлечь себе внимание.
Материал: листы цветной бумаги, салфетки, туалетная бумага, ножницы.
Ход игры: детям выбирают для себя материал, затем в течение нескольких минут рвут его на мелкие кусочки (либо нарезают ножницами, подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого каждый ребенок подбрасывает кусочки — изображает свой салют, а остальные радуются за него.