Получи документы

Адаптационные игры

Каманина Марина Васильевна
Адаптационные игры
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптационные игры

Самым главным вопросом, для всех педагогов, является успешная адаптация ребёнка к детскому саду, к новым условиям. Поговорим об этом ещё раз.

В каком бы возрасте ребенок ни пришел в детский сад, будь это малыш 2-х лет или ребёнок 4-х лет, поступление в детское учреждение – это серьезное стрессовое переживание, которое отражается на психофизическом состоянии. Дети, привыкшие быть в кругу близких, заботливых, ласковых родителей, оказываются оторванными от родителей. Оставленные малыши у незнакомых ему тёть в каком-то незнакомом месте, которое зовётся Детским садом. Всё это вызывает у ребёнка ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, чувство брошенности, могут появиться мысли о том, что его не любят и что он никому не нужен (в среднем и старшем возрасте). Эти мысли детей нам, взрослым, важно не допустить в их сознание.

Публикация «Адаптационные игры» размещена в разделах

Воспитателям и педагогам потребуется немало времени, чтобы ребенок привык к новому распорядку дня, общению с незнакомыми ему детьми и взрослыми, осознал требования взрослых.

Поэтому каждый педагог, любящий детей и свою профессию, старается быть нежной, любящей, ласковой и понимающей второй мамой для воспитанника своей группы.

Как же облегчить и улучшить процесс вхождения детей к новым условиям и ко всему неизвестному? В этом всегда помогают игры с детьми. Именно игры улучшат взаимосвязь с ребёнком, помогут ему в общении со сверстниками и взрослым, преодолеть внутренний барьер, легче привыкнуть к новому образу жизни.

Через разнообразные игры идёт развитие:

1. Познавательной сферы — происходит формирование целостной картины мира, расширение кругозора: предметное и социальное окружение; развитие элементарных математических представлений - дети знакомятся с формами, величиной, цветом, количеством и счётом, ориентировкой во времени и пространстве;

2. Речевой сферы — происходит развитие звукового и грамматического строя речи, формирование связной речи, увеличение словаря ребёнка;

3. Физической сферы — происходит развитие через основные движения, спортивные упражнения, спортивные и подвижны игры;

4. Художественной и эстетической сферы — происходит с умением рисовать, лепить, конструировать, создавать аппликации

5. Социальной и коммуникативной сферы — умение детей играть в дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и театрализованные игры.

Играя с детьми в разнообразные игры, мною подмечено, что наибольшее предпочтение дети ясельной, младшей и средних групп отдают играм с мыльными пузырями, «Солнечным зайчиком», водой, крупами. Дети старшей и подготовительной к школе группы отдают предпочтение подвижным, дидактическим, сюжетно-ролевым, спортивным играм, хотя в игры для детей младшего возраста играют охотно.

Практика подтверждает, что благоприятная психологическая атмосфера; правильно организованный педагогический процесс; здоровосберегающая среда, обеспечивающая потребности ребенка в движении, творчестве, общении; добрый и справедливый педагог, внимательный и чуткий к любым проявлениям ребенка – всё это условия, обеспечивающие психоэмоциональное благополучие малыша или ребёнка к детскому саду.

В связи с этим при сопровождении вновь прибывших в детский сад детей на первый план выдвигается задача улучшения их психоэмоционального благополучия в адаптационный период вспомогательными психолого-педагогическими средствами. Самым лучшим средством при адаптации является игра.

Возможно, я снова повторюсь. Повторенье-мать ученья.

Цель игр: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства для успешной адаптации детей раннего возраста.

Задачи:

1. способствовать психологически комфортному привыканию ребенка к новой обстановке;

2. создать адекватные условия для реализации эмоционально насыщенной игровой деятельности;

3. содействовать снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

4. содействовать развитию внимания, восприятия, речи, воображения;

5. способствовать развитию навыков взаимодействия друг с другом;

6. способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения;

7. содействовать возникновению у малышей игровой мотивации и положительных эмоциональных реакций;

Практика подтверждает, благоприятная психологическая атмосфера обеспечивает психоэмоциональное благополучие малышей. В этом нам помогают игры с детьми. Давайте рассмотрим некоторые из них, наиболее полюбившиеся моим детям, при работе с ними в детском саду.

Игры:

I. Игры с «Солнечным зайчиком». (проводить с группой или с подгруппой детей)

Эти игры планируются в солнечную погоду в помещении в утренние приёмы, в первую и вторую половину дня в свободную деятельность детей. Дети любят, на первых играх-занятиях наблюдать, как движется «Солнечный зайчик» по группе, по шкафчикам, где сидят игрушки, как он там прячется. На последующих занятиях «Солнечный зайчик» может посидеть у детей на животике, на ножках и ручках.

1. Игра «Назови у кого «Солнечный зайчик» - поможет лучше запомнить имена детей в группе. Наводить «солнечным зайчиком» на детей и спрашивать Имя ребёнка, на ком он сидит.

2. Игра «Назови часть тела, куда сел «Солнечный зайчик» - поможет детям лучше ориентироваться в собственном теле, правильно называть части тела, развить речь и обогатить словарь детей, кругозор детей. Наводить «солнечным зайчиком» на детей и спрашивать, на какой части тела сидит «солнечный зайчик»

3. Игра «Где сидит «Солнечный зайчик» - поможет детям ориентироваться в пространстве комнаты: стены, потолок, пол, побежал в раздевалку, группу, влево, вправо, вверх, вниз.

4. Игра «Найди и назови, куда спрятался «Солнечный зайчик» - поможет развить речь и словарь детей, внимание, умение концентрировать внимание - следить за лучом и т. д.

II. Игры с водой и игрушками (с подгруппой детей)

Эти игры планируются в тёплую погоду на площадке во время прогулок и приёма детей в детский сад, можно в помещении с тёплой водой в утренние приёмы, в первую и вторую половину дня в свободную деятельность детей. Дети любят купаться в тазиках, ваннах, почему бы им не поиграть с игрушками в воде. Им нравится ловить игрушки руками, показать и назвать, кого они поймали. Идёт развитие речи: называют животных и учатся звукоподражать животным и птицам. Все дети стараются сказать: «Это собака, она кричит: «Гав, гав», «Это кошка, она говорит: «Мяу, мяу», «Это курочка, она кричит «Ко, ко, ко» и т. д.

1. Игра «Назови, кто у тебя?» развивает у детей умение правильно называть животных домашних или диких, развивать мелкую моторику рук, кругозор детей, речь, желание участвовать в игах со всеми. (набор резиновых игрушек домашние или дикие животные, домашние птицы, животные разных стран, таз с водой, сухие полотенца или, если играют в группе, на стол лучше постелить простынку, куда будет собираться вода, так у детей будет сухая одежда)

2. Игра «Назови, что у тебя?» развивает у детей умение правильно называть овощи, фрукты, ягоды, развивать мелкую моторику рук, кругозор детей, речь, желание участвовать в игах со всеми. (набор резиновых игрушек овощей, фруктов, ягод, таз с водой)

3. Игра «Поймай яйцо ложкой» развивает мелкую моторику рук, желание участвовать в игах со всеми, глазомер, умение действовать ложкой. (набор ложек, яйца от киндер сюрприз, таз с водой, блюдо, куда дети будут выкладывать пойманные яйца)

4. Игра «Поймай, что или кого назову» Развивает у детей игру по правилам, мелкую моторику рук, кругозор детей, речь, желание участвовать в игах со всеми. (набор резиновых игрушек, таз с водой)

5. Игра «Отгадай, что за форму ты поймал и назови её цвет?» развивает речь, знание формы и цвета, мелкую моторику рук и пальцев, желание участвовать в игах со всеми, глазомер (набор пластмассовых форм по возрасту детей, тазик с водой) и т. д.

III. Игры с крупами (пшеном, манкой или рисом) (с подгуппой детей 2-4 человека)

Эти игры планируются в любую погоду и в любое свободное от занятий время, в свободную деятельность детей, в солнечную на площадке, в помещении, когда идёт дождь на улице, в утренние приёмы, в первую и вторую половину дня. Дети на первых занятиях в игры с крупами побаиваются опускать руку в пшено, рис, поэтому сначало мы показываем мелкую игрушку (резиновую или из киндер - сюрприза) прячем её в крупу, засыпаем или поглубже опускаем в крупы. И на глазах ребёнка показываем, как игрушку можно найти, опустив руку в крупу или отрыв её в ёмкости, куда насыпана крупа. Важно, если ребёнок сам не желает опускать руку в крупу, что бы найти игрушку - не настаивайте на этом. Если ребёнок попытался спрятать игрушку в крупе, уже хорошо. Возможно, на следующем занятии он станет смелее и сам найдёт игрушку. Им нравится прятать и находить игрушки руками, показывать и называть, кого они нашли или спрятали, можно детей спросить или рассказать им, где живёт игрушка, как она кричит, если эта кукла, показать, где у неё глазки, носик, ротик, ручки, ножки

1. Игра «Спрячь игрушку» развивает речь, мелкую моторику рук и пальцев, желание участвовать в игах со всеми, глазомер, умение обращаться с крупами, с сыпучими продуктами.

2. Игра «Найди игрушку» развивает речь, мелкую моторику рук и пальцев, желание участвовать в игах со всеми, глазомер, умение обращаться с крупами, с сыпучими продуктами.

3. Игра «Отгадай, что за игрушка спряталась в ведёрке под крупой» развивает речь, кругозор детей, мелкую моторику рук и пальцев, желание участвовать в игах со всеми, умение по загадке или описанию животного, птицы догадываться об игрушке.

4. Игра «Отгадай, что за форма и назови её цвет» развивает речь, знание формы и цвета, мелкую моторику рук и пальцев, желание участвовать в игах со всеми, глазомер, умение обращаться с крупами, с сыпучими продуктами.

5. Игры-рисовалки «Нарисуй дорожку» (забор, следы, снежинку, дом, разнообразные картины-с услажнением) развивает речь, кругозор детей, мелкую моторику рук и пальцев, воображение, мышление, творчество.

6. Игра «На что похоже?» развивает фантазию, мышление, воображение, речь, моторику рук и пальцев, познавательную сферу. Взрослый рисует круг и просит ребёнка дорисовать, на что это может быть похоже (солнце, яблоко, мяч, снеговик и т. д.)

IV. Игры с мыльными пузырями. (с подгруппой или группой детей)

Эти игры планируются в любую погоду и в любое свободное от занятий время: в солнечную на площадке, в помещении, когда идёт дождь на улице, в утренние приёмы, в свободную деятельность детей в первой и во второй половине дня.

1. Игра «Посмотри на мыльные пузыри» Развивает наблюдательность, усидчивость, можно попросить детей руками показать какие маленькие и большие были пузыри. Дети на первом занятии - игре наблюдают, как пузыри плавно падают на коврик в группе и лопаются сами на ковре или как падают и лопаются на участке о землю.

2. Игра «Лопни мыльные пузыри ногой» Развивает ловкость, глазомер, быстроту, умение играть вместе со сверстниками. В игре развивается умение выносливости, выдержки пока мыльные пузыри окажутся на ковре, только после этого выполнить правило игры.

3. Игра «Поймай мыльный пузырь на тарелочку» Развивает ловкость, глазомер, аккуратность, неторопливость, умение играть вместе со сверстниками (игрушечная посуда по количеству детей, лучше, если тарелки будут гладкими, чтобы пузыри не лопались, тарелки должны быть смочены в воде).

4. Игра «Делай, что скажу» Развивает ловкость, глазомер, выдержку, внимание, быстроту, умение играть вместе со сверстниками по правилам. Педагог в игре просит: посмотреть на мыльные пузыри, как они плавно опускаются на коврик, то даёт им задание полопать пузыри ногами, то задание остановиться, посмотреть, как пузыри сами будут лопаться на коврике и т. д.

Все представленные игры, используемые в организации адаптации детей, как раннего возраста, так и старшего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, улучшат их психоэмоциональное благополучие при поступлении в дошкольное учреждение. Это отразится на лёгкой адаптации детей, на благополучном прогнозе их психического и эмоционального развития.

Игры можно показать родителя на родительских собраниях для повышения информационно - просветительской культуры родителей. Сделать доклад и показать на педагогическом совете МДОУ для повышения профессиональной компетенции сотрудников по вопросам адаптации детей определённого возраста или дать отдельными рекомендациями воспитателям для вновь поступающих детей.

Спасибо за интерес к моей статье. Желаю вам успехов в работе.

Публикации по теме:

Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккей Хоккей – командная игра. Хоккей для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры взрослых. Прежде всего, упражнениями и играми.

Консультация для родителей «Игры на кухне. Пальчиковые игры: развиваем речь ребёнка» Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей младшего дошкольного возраста Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей среднего дошкольного возраста Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч.

Речевые игры для детей 3–4 лет. Игры на расширение и активизацию словарного запаса Игры на расширение и активизацию словарного запаса «Кто это? Что это?» Цель: Называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные.

Речевые игры для детей 3–4 лет. Игры на развитие грамматического строя речи Игры на развитие грамматического строя речи Чего не стало? Цель: Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа.

Речевые игры для детей 3–4 лет. Игры на развитие звуковой культуры речи Игры на развитие звуковой культуры речи «Что звучит?» Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

Речевые игры для детей 6–7 лет. Игры на развитие слоговой структуры слова Игры на развитие слоговой структуры слова 1) Игра «Переставь слоги или звуки» Задача: тренировать сообразительность детей, умение переставлять.

Роль игры в развитии физических качеств дошкольников. Подвижные игры Дошкольный возраст является важным периодом в развитии личности человека. Именно этот возраст является сензетивным для формирования познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптационные игры
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 21:39
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптационные игры» (включая файлы) размещена пользователем Каманина Марина Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД