Пчелина Екатерина
Адаптация в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Детский сад – это первый вне семейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс.
Публикация «Адаптация в детском саду» размещена в разделах
В большинстве случаев поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию (ДОО) сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Появление у ребенка «адаптационного синдрома» чаще всего является следствием объективных физиологических и психологических - причин. В качестве основной физиологической причины выступает недостаточно сформированная нервная система, поэтому привыкание к новым условиям у ребенка затруднено. Психологической причиной служит эмоциональное реагирование ребенка на уровне физиологических стереотипов. Что позволяет предположить наличие стрессовой ситуации в случае разрушения привычных условий жизнедеятельности ребенка. Причем чем внезапнее изменяется окружающая среда, тем серьезнее изменения в эмоциональном состоянии, поведении.
По мнению отечественных психологов, педагогов, врачей – Н. М. Аксариной, Р. В. Тонковой-Ямпольской, Г. Г. Григорьевой, Н. Д, Ватутиной, К. Л. Печоры, условиями благополучной адаптации ребенка к дошкольному учреждению являются: уровень развития ребенка, который включает в себя развитие самопознания и речи; умение ребенка легко адаптироваться в разных условиях; опыт общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Анализ исследований вышеуказанных специалистов показывает, что основательно изучена в педагогике раннего возраста проблема адаптации ребенка к условиям детского сада. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОО.
При этом проблема адаптации детей раннего возраста остается, так как необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создание условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по адаптации детей должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться уже в семье, до поступления в детский сад.
Активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Н. Д. Ватуниной, Т. В. Костяк и др.
Н. Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Т. В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте. Самое главное, дать ребенку понять, что его никто не обидет, конечно, не мало важно, показать любовь к детям, ведь они это чувствуют!
Мы согласны с авторами, которые пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьёй ребёнка, это обусловило выбор темы работы: «Педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения».